МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Батинёва Татьяна Васильевна, Фокина Наталья Александровна, Гудым Елена Владимировна - учителя начальных классов МБОУ СОШ №144 г.Челябинска

 

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»,

модуль «Основы светской этики»

 

 

Составлена  в соответствии с рабочими программами к учебникам  К.А. Кочегарова  «Основы религиозных культур народов России», М.Т.Студеникина  «Основы светской этики». 4 класс/авт.- сот. К.А.Кочегаров, М.Т.Студеникин. – М.: ООО «Русское слово- учебник, 2012.

 

Пояснительная записка

 

1.1.Тематическое планирование составлено в соответствии с нормативными документами:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон «Об образовании» (ст.14 «содержание образования должно  обеспечивать формирование духовно-нравственной личности»);
  • Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632);
  • Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (ВП-П44-4632);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ № МД-942/03 от 18 июля 2011 года;
  • Письмо ФГО учреждений дополнительного профессионального  образования АПК и ППРО от 24 августа 2011 года № 424;
  • ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373");
  • Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578- р, (протокол заседания от 19.09.2011 г № МД-30/03 пр. №7).
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года № МД-1427/03;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности.
  • Письмо Министерства Образования и науки Челябинской области от 26 августа 2011 г. № 103/5002 «Об изучении предметной области «Основы духовно- нравственной культуры народов России» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области, апробирующих ФГОС НОО»;
  • Приказ Министерство образования и науки Челябинской области  от 24 февраля 2012 года № 24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012- 2013 учебный год»

 

Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни. Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета.

Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе. Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка.

Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.

 

1.2.Цели и задачи рабочей программы курса «Основы светской этики».

 

Цель учебного курса  – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

 

1.3.Обоснование выбора количества часов.

 

Календарно-тематическое планирование  реализует  следующую  цель и  задачу курса: изучение духовно-нравственной культуры и ознакомление  учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

 

Количество часов

в год

в неделю

Программа

17 ч.

0.5 ч

ОБУП

34 ч

1 ч

Учебный план

34 ч

1 ч

 

Тематическое планирование определяет порядок и последовательность реализации содержания образования школьного предмета «Основы духовно- нравственной культуры народов России», содержание всех тем курса. Курс «Основы светской этики»  проводится,  как самостоятельный предмет 1 час в неделю и рассчитан на 34 часа в год, что не противоречит ОБУП.

 

В курсе «Основы светской этики» выделено 17 тем:

 

Тема

Количество часов по авторской программе

Количество часов по школьному учебному плану

Обоснование увеличения количества часов.

Введение в предмет

1

1

 

Россия - Родина моя

1

2

Увеличение часов для введения в курс «Основы светской этики»

Этика и этикет

1

2

Увеличение часов для обеспечения более разнообразной информации по теме «Этикет»

Вежливость

1

2

Увеличение часов на отработку лексического значения слов по теме урока.

Добро и зло

1

2

Увеличение часов на  обеспечение разнообразной информации по теме.

Дружба и порядочность

1

2

Увеличение часов на защиту проектной работы «Мой друг»

Честность и искренность

1

2

Увеличение часов на выбор решения в соответствии с  ситуацией по теме.

Гордость и гордыня

1

2

Увеличение часов на обеспечение разнообразной информации по теме.

Обычаи и обряды русского народа

1

2

Увеличение часов на отработку понятий обычай и обряд.

Терпение и труд

1

2

Увеличение часов на практическую работу

Семья

1

2

Увеличение часов на представление папки «Моя семья»

Семейные традиции

1

2

Увеличение часов на защиту проектной работы  «Традиции моей семьи»

Сердце матери

1

2

Увеличение часов на практическую работу «Сервировка стола в праздник «День Матери»».

Правила твоей жизни

1

2

Увеличение часов на но отработку правил поведения в общественном транспорте и правил уличного движения.

Праздники народов России

1

4

Увеличение часов на знакомство с мусульманскими, христианскими, буддистскими и иудейскими праздниками.

Защитники Отечества

1

2

Увеличение часов на защиту проектной работы по темам курса.

Итоговое занятие

1

1

 

ИТОГО:

17ч.

34 ч.

 

 

Прохождение программного материала:

 

Название раздела

Количество часов

по КТП

I четверть

(9 часов)

II четверть

(7 часов)

III четверть(10 часов)

IV четверть

(8 часов)

 

Введение в предмет

1

1

 

 

 

 

Россия - Родина моя

2

2

 

 

 

 

Этика и этикет

2

2

 

 

 

 

Вежливость

2

2

 

 

 

 

Добро и зло

2

2

 

 

 

 

Дружба и порядочность

2

 

2

 

 

 

Честность и искренность

2

 

2

 

 

 

Гордость и гордыня

2

 

2

 

 

 

Обычаи и обряды русского народа

2

 

1

1

 

 

Терпение и труд

2

 

 

2

 

 

Семья

2

 

 

2

 

 

Семейные традиции

2

 

 

2

 

 

Сердце матери

2

 

 

2

 

 

Правила твоей жизни

2

 

 

1

1

 

Праздники народов России

4

 

 

 

4

 

Защитники Отечества

2

 

 

 

2

 

Итоговое занятие

1

 

 

 

1

 

ИТОГО:

34

9ч.

7ч.

10ч.

8ч.

 

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ - ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ