МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Гудым Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №144 г.Челябинска

 

Итоговое мероприятие по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Школьно-семейный праздник «Мы разные, но мы вместе».

 

 

По окончании курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» целесообразно проведение нестандартного занятия – своеобразного отчета перед семьями (общественного смотра знаний) и собственно праздника. Приглашаются родители и члены семей. Они становятся не просто зрителями, а соавторами и участниками, как детских презентаций, так и праздничного концерта и чаепития с рекламой традиционных семейных блюд. С родителями задолго до мероприятия составляется проект, отдельные семьи садятся за круглый стол, устраивают семейные чтения и беседы, проводят исследования по выбранной теме (это ли не шаг к сплочению семьи?!). В отчетной части мини-экзамену предшествует инсценирование и художественное чтение с целью создания комфортной психологической атмосферы. Исполнение песен детьми совместно со взрослыми способствует духовному единению разных семей и представителей разных поколений. Главные достоинства праздника в том, что он способствует формированию уважительного отношения к различным семейным традициям, а также пониманию родителями того, что курс ОРК иСЭ завершен, а нравственное воспитание в семье продолжается.

 

План-сценарий праздника.

 

I.  Подготовительный этап.

  • Повторение содержательной части курса «Основы светской этики». Подготовка к мини-экзамену.
  • Отбор контрольных вопросов, создание жюри.
  • Определение принципа деления учащихся по группам.
  • Подбор афоризмов и пословиц о добре.
  • Индивидуальные встречи классного руководителя с родителями учащихся, общие собрания.
  • Оформление кабинета.
  • Подбор музыкального сопровождения.
  • Разучивание песен, репетиции.
  • Отборочный тур презентаций.
  • В качестве тьютеров привлекаются учащиеся старших классов. Подготовка тьютеров.

 

II. Официальная часть. Проводится в кабинете ИКТ, включает в себя:

  • Вводное слово учителя.
  • Деление учащихся на группы.
  • Разминка – собрать разорванные пословицы и афоризмы о добре. Прием кластера со словом «ДОБРО»
  • Мини-экзамен для учащихся с использованием тестов (форма ответов различна: либо все у одного экрана, либо каждая группа за отдельным компьютером, задания для групп разные)
  • Презентации лучших семейных проектов.

 

1.Преамбула: художественное чтение стихотворения А.Ахматовой «О России», исполнение детьми песни «С чего начинается Родина» (музыка В.Баснера, слова М.Матусовского).

2.Собственные презентации, сочинения, семейные стенгазеты.

3.Диалог с родителями (пока в другом кабинете готовятся к следующему этапу праздника) о том, что результативность курса зависит от нравственных ценностей, культивируемых в семье.

4. Вручение «Десяти заповедей для родителей» от Януша Корчака

 

III. Неофициальная часть. Проводится в родном кабинете, где атмосфера уюта, праздника создается классным коллективом во главе с классным руководителем. Оформление: работы ребят и их семей: «Моя родословная», «Семейный герб», «Моя команда на необитаемом острове» и др., музыкальное сопровождение, празднично сервированный семейными блюдами стол.

  • Размещение за столом согласно нормам этикета.
  • Реклама традиционных семейных блюд, радушное угощение. Формирование сборника рецептов (печатного или электронного).
  • Чаепитие
  • Концерт с участие семейных коллективов. Предпочитается многожанровость (песни, художественное чтение, загадки, конкурсы, фокусы, танцы, инсценировки и др.)
  • Фотография на память всех участников праздника.
  • Предложение о создании и сохранении традиций.
  • Игра «Комплименты»
  • Исполнение всеми участниками праздника песни «Дорогою добра» (слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова)

 

Приложение.

 

Афоризмы:

  • «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой»
  • «Доброе братство дороже богатства»
  • «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой»

 

10 заповедей родителям от Януша Корчака:

  • Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
  • Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  • Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  • Не унижай!
  • Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  • Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  • Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Эта та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня.
  • Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  • Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

 

Кластер: «Д» - дружба, доверие; «О» - отзывчивость, «Б» - братство, «Р» - радость, «О» - Отчизна.

 

Литература

1. Ахматова А. Стихотворения. - М.: ГИХЛ, 1958

2. Колесник А.А. Мудрость веков. 1000 самых важных мыслей в истории. Изд.: Эксмо, 2010

3. Корчак Я. Как любить ребенка. Изд.: У- Фактория Год, 2007

4. Энтин Ю. Песни о Родине. Изд.: АСТ, Астрель, 2003