МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Гудым Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №144 г.Челябинска

 

Оценивание учебной деятельности по комплексному учебному курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

 

В преподавании предмета «Основы религиозных культур и светской этики» применяется безотметочная система контроля сформированности ключевых компетенций обучающихся. Оценка усвоения знаний и умений в учебном предмете осуществляется в процессе выполнения текущих  домашних заданий и самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, словарей, творческих работ и исследовательских проектов обучающихся на завершающем этапе.

Эффективным элементом контроля, связанным с использованием проблемно-диалогической технологии, является самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приемов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

 

Объектами педагогического наблюдения, позволяющие оценить уровень духовно-нравственного развития учащихся 4 класса, являются следующие показатели духовно-нравственного развития:

1. эмоционально-чувственный (нравственные чувства)

2. когнитивный (нравственная позиция)

3. эмоционально-действенный (практический): нравственное поведение, нравственные качества.

В условиях безотметочного обучения целесообразно выделить три уровня духовно-нравственного развития: низкий уровень, средний уровень, высокий уровень.

Выстроить траекторию индивидуального развития учащегося, оценить достижения обучающихся позволяет таблица успешности изучения курса ОРКСЭ.

 

Немаловажным в оценивании учебной деятельности учащегося по предмету является самооценка. Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет в том числе и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники).

 

Для этого применяется таблица самооценивания.

1.

На уроке я работал

Активно/пассивно

2.

Своей работой на уроке я

Доволен/не доволен

3.

Урок для меня показался

Коротким/длинным

4.

За урок я

Не устал/устал

5.

Мое настроение

Стало лучше/стало хуже

6.

Материал урока мне был

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Легким/трудным

Индивидуальную таблицу самооценивания заполняет все ученики. Использовать таблицу можно на каждом уроке, заполняя раздел «Моя работа на уроке»

Таким образом, данные приемы оценивания учебной деятельности учащихся по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» при безотметочном обучении позволяют оценить и отследить уровень развития обучающихся  и достижения результатов по предмету.

 

Литература

1. Липкина А.И. Самооценка школьника.- М.: «Знание»,1976

2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. –М.: «Владос», 1995

3. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – Рига: «Эксперимент»,1999

4. Шишов С.Е. Школа: мониторинг качества образования. – М.: «Педагогическое общество России», 2000