МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Очур-оол Светлана Салчаковна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Тээлинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» с.Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

 

О буддийском календаре

(разработка урока по предмету «Основы религиозной культуры и светской этики. Буддизм»)

 

 

Цель урока: Знакомство с буддийским календарем и его особенностями.

Задачи урока:

  • Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Определять наиболее эффективные способы достижения результата; развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Виды деятельности: беседа, лекция учителя, творчес­кая работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самосто­ятельная работа с источниками информации, участие в учеб­ном диалоге с одноклассниками и учащихся  МОУ «СОШ № 20»  и МОУ «СОШ №23» г. Элисты  между собой  (онлайн общение с использованием  vzochat).

Основные термины и понятия: Солнечный календарь,  Григорианский календарь,  лунный календарь, буддийский календарь.

Оборудование: интерактивная доска, ватманы, маркеры, клей, выставка творческих работ детей.

 

Ход урока.

 

I. Организация деятельности учащихся.

Выставка книг, иллюстративный материал к теме.

Урок начинается со звучания мантры  «Ом ма  ни падме хум» или любой буддийской мелодии. На фоне музыки  -  показ слайдов.

Вступительное слово учителя

Сегодня у нас не совсем обычный урок: мы  будем работать совместно со своими ровесниками – учащимися МОУ «СОШ № 20»  (МОУ СОШ № 20)  г. Элисты (онлайн общение).

Приветствие учащихся друг другу.

 

II. Блиц-опрос учащихся  разных школ   (учащиеся задают друг другу вопросы по пройденным темам поочередно)

Примерные  вопросы:

1. Какие религии называют мировыми?

2. Назовите мировые религии, которые вы знаете?

3. Кто считается основателем Буддизма?

4. Какие четыре благородных истины открылись Будде?

5. Назовите 8 принципов самосовершенствования в  буддизме.

6. Назовите 8 символов буддизма.

7. Как называется священное писание буддистов?

8. Как называется  буддийский священный канон, переведенный  на тибетский язык.

9. Какие совершенства должен воспитывать в себе буддист?

10. Какие нравственные качества вы считаете важными?

 

III. Объяснение нового материала.

Постановка целей урока:

  • Каким календарем пользуются буддисты
  • Об особенностях буддийского календаря

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, большая часть стран мира живет по григорианскому календарю. Особенность этого календаря в том, что он является солнечным. (По мере рассказа учителя идет заполнение второго столбца таблицы).

-  Сколько дней в году в григорианском календаре?  (365 дней)

- Сколько месяцев?  (12 месяцев)

- Сколько дней в каждом месяце? (30-31, в феврале – 28-29)

- Сколько длится век? (100 лет)

- Какой сейчас по счету год? (2010 год).

 

Ребята, мы с вами говорили сейчас о григорианском календаре, по которому живет большая часть мира,   а у буддистов свой, особенный.

(Обращаемся к электронному диску, урок «Буддийский календарь». Использование материала из  электронного пособия «Интерактивная модель Буддийский календарь», перемежаются  объяснением учителя перед заполнением третьего столбика таблицы).

В буддийских странах календарь имеет особое значение. Он широко используется не только для вычисления дат традиционных буддийских праздников, но и для объяснений важнейших астрономических событий года, определения времени проведения сельскохозяйственных работ, составления индивидуальных гороскопов.

В основе буддийского календаря лежит смена фаз луны. Один месяц длится от одного новолуния до другого, а середина месяца совпадает с полнолунием. Каждый месяц длится 30 дней.

Двенадцать месяцев составляют год. Каждый год буддийского календаря находится под покровительством одного из двенадцати животных. По преданию, именно эти животные пришли проститься с Буддой перед его уходом в Нирвану.

Кроме двенадцатилетнего цикла животных, в буддийском календаре существует десятилетний цикл природных элементов. В этом цикле каждые два года находятся под управлением одного из элементов: огня, воды, земли, дерева и металла. Каждому элементу соответствует символический цвет.

При наложении цикла элементов и цикла животных образуется шестидесятилетний цикл, в котором характеристика каждого года складывается из наименования управляющего им знака животного и одного из знаков элементов и его символического цвета.

 

Прослушав и просмотрев материал,  прочитать рубрику «Это интересно». (слайд 16).

Давайте с вами сравним григорианский и буддийский календари. (используется интерактивная доска, заполнение  третьего столбца  таблицы».

 

 

Григорианский календарь

Буддийский календарь

־    Сколько дней в году?

365

360

־    Сколько месяцев?

 

12

12

־    Сколько дней в каждом месяце?

30-31 (в феврале – 28-29)

30

־    Сколько длится век в григорианском календаре?

100 лет

60 лет

־    Какой по счету год?

2010

2554

 

Комментированное чтение буддийской легенды (стр. 68) и параллельно слушаем материал из электронного  пособия.

Назвать очередность животных по часовой стрелке. (Можно на калмыцком языке) в том порядке, в котором они пришли прощаться с Буддой.

Показ рубрики «Это интересно» (слайды  17,18,19).

 

Творческое задание группам:

 

1 группа: Создать самим буддийский календарь. ( Заготовка календаря,  рисунки с изображениями животных,  клей, маркеры).   Ребята должны будут наклеить в правильной последовательности фигурки животных и написать названия месяцев  на русском и калмыцком языках на ватмане.

 

2 группа: по буддийскому календарю определяют год своего рождения и своей семьи.  Определить  животных,  покровителей года рождения своих родственников.

Проверка выполнения творческого задания.

Учащиеся школ показывают и комментируют друг другу свои работы.

Учитель: Буддийский календарь используют ламы-астрологи, к которым приходят верующие за советом перед принятием ответственных решений. Астролог спрашивает год его рождения и на основе календаря делает прогноз на предстоящее событие. Знания буддийской астрологии передаются от учителя к ученику.

Буддисты стараются не приступать к важным делам, в том числе не отправляться в далекие путешествия, предварительно не посмотрев в календарь, в котором указаны все благоприятные и неблагоприятные дни для любых начинаний.

 

־         Какой сейчас год по буддийскому календарю?

־         Какое животное будет покровителем  следующего  года по буддийскому календарю?

 

IV. Закрепление нового материала.

Используются  контрольные задания, тренажер из электронного пособия к данному уроку. Так же поочередно на них отвечают учащиеся обеих школ.

 

V. Рефлексия.

«Градусник» (слайд 25)

Изображается градусник с отметками «температуры» в классе: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно».

Учитель  даёт следующую инструкцию: «Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью любого условного значка (галочки, крестика, звёздочки, рожицы и т.п.) рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению на занятии» (с использованием интерактивной доски).

-  Понравился ли вам урок?

- Что интересного вы узнали на уроке?

(учащиеся прощаются, благодарят за совместную работу друг друга)

 

Учитель:

Желаем  всем  здоровья, свершения всего задуманного, чистых помыслов, добра и благоденствия, белой дороги!

 

Под звуки мантры «Ом ма ни падме хум» или другой буддийской мелодии завершается урок (на экране слайды  с изображением буддийских святынь, символов, или фотографии с экскурсии детей).