МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Зикк Татьяна Павловна, педагог-организатор; Серова Наталья Анатольевна, воспитатель; Астахова Марина Владимировна, педагог-психолог; Десницкая Мария Николаевна, воспитатель МКОУ «Детский дом» г.Осинники Кемеровской области

 

Методическое пособие «Подготовка воспитанников детского дома к выбору профессии»

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Выбор профессии является одним из главных решений в жизни человека, которое неразрывно связано с обретением социального статуса. Существующее противоречие между ценностями молодежи, ориентирующейся на поступление в вуз, и конъюнктурой рынка труда становится объектом пристального внимания со стороны государственной политики.

В настоящее время рынок труда испытывает острый дефицит в кадрах, имеющих рабочую специальность. Ситуация на региональном рынке труда отражает общие тенденции развития социума, в частности, появление наукоемких отраслей  хозяйства, возрастание роли информации и, в целом, интеллектуализация общественного производства. Все большее число молодежи вовлечено в получение высшего образования с последующей ориентацией на выполнение высококвалифицированного умственного труда, в том числе и управленческого. Физический труд, как правило, не требующий длительной профессиональной подготовки, вытесняется на периферию в ценностно-мотивационной структуре сознания молодых людей.

Уже сейчас предпринимаются меры, призванные устранить дисбаланс на рынке труда, в результате которых определенная часть выпускников школ будет вынуждена пополнить ряды так называемого рабочего класса.  Реформирование системы образования (внедрение ЕГЭ, переход на двухуровневую систему подготовки), имеют наряду с явными эффектами латентные последствия.  Например, увеличение количества предметов с трех до четырех, по которым необходимо сдать ЕГЭ для поступления на ряд специальностей вуза, попытки ввести единый экзамен в 9 классе, создают предпосылки для сокращения доли учащихся в вузах и переориентации на среднее и начальное профессиональное образование. При этом особенно остро проблема выбора встает перед так называемыми «слабыми» группами, имеющими низкие жизненные шансы. Образно говоря, система образования представляет собой совокупность лифтов, каждый из которых способен поднять пассажиров на разные этажи. Но проблема заключается в том. Что для разных групп «пассажиров» доступны разные этажи.  Таким образом, рабочие профессии пополняются, и будут пополняться выходцами из низкостатусных  социальных групп, к которым относятся и выпускники детских домов.

Важным фактором, влияющим на профессиональный выбор и процесс профессионального самоопределения человека, является складывающееся у него представление о профессиях. На профессиональный выбор, а значит, на выбор жизненного пути влияют такие факторы, как престижность в общественном мнении, социальные стереотипы и мифы, особенности восприятия работников низкоквалифицированного физического труда. Формирование этих представлений, стереотипов происходит преимущественно через СМИ, мнение ближайшего окружения пр. Иначе говоря, отношение к профессии складывается под влиянием как субъективных факторов (личных предпочтений, интересов, склонностей), так и объективных (общественное мнение, признание, мода, условия труда и пр.).

Шахтерская профессия для Кузбасса является регионообразующей. Нормативный культурно-символический портрет региона специфирует его как угольный и металлургический край, в связи, с чем шахтерский труд необходимо рассматривать в качестве базиса региональной идентичности. В спектре вариантов самопричисления территориальное является одним из важнейших. Шахтерский Кузбасс в этой связи является символом местного патриотизма. Профессия шахтера остается фундаментом Кузбасса, угольная отрасль останется таковой в долгосрочной перспективе. По мнению экспертов «Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области» на период до 2025 года, сегодня в регионе сложились благоприятные условия для реализации амбициозных инвестиционных программ, причем под номером первым в списке инвестиционно - привлекательных отраслей  следует угольная. Угольная отрасль находится в периоде активного развития и модернизации: строят новые шахты, идет реструктуризация старых предприятий, закупается современное оборудование, профилактические комплексы.

 

Формы и методы профориентационной работы, направленной на формирование выбора воспитанниками рабочих профессий

 

Профориентационная работа в нашем детском доме имеет целенаправленный и системный подход. На протяжении 18 лет существования учреждения сложилась определенная система работы в данном направлении, которая подразделяется на 3 основных этапа:

1. 1-4 класс (знакомство детей с миром профессий);

2. 5-7 класс (определение интересов к профессиям, наклонностей к различным видам деятельности через познание своего «Я»);

3. 8-9 класс (формирование профессионального самосознания, выработка конкретных личностных жизненных планов).

Каждый этап профориентационной работы базируется на возрастных, психологических, личностных особенностях детей. Педагогами используются различные формы работы: игры, беседы, изучение профессиограмм, профпробы, просмотр художественных фильмов, встречи с людьми разных профессий, экскурсии на предприятия города, посещение городского музея, архивного управления, учебных заведений города и области. Проведенная диагностическая работа показывает, что около 46%  воспитанников выбирают рабочие специальности, из них около 20% связывают свою профессиональную деятельность с горнодобывающей отраслью. Мы считаем, что этого недостаточно, поэтому продолжаем вести профориентационную работу, учитывая потребности рынка труда города и области. На протяжении ряда лет наш детский дом активно сотрудничает с ЗАО « Кузбасская ярмарка» (генеральный директор Табачников В.В.), в рамках данного сотрудничества мы принимаем участие в различных мероприятиях  области (специализированные выставки «Уголь и Майнинг», участие в конкурсах  (работы наших воспитанников напечатаны в журнале  «Кузбасская ярмарка»). Благодаря развитию социального партнерства наши дети на протяжении всех лет существования детского дома имеют возможность отдыхать и оздоравливаться в каникулярное время в оздоровительных лагерях и санаториях области.

Педагогами детского дома Зикк Татьяной Павловной, Серовой Натальей Анатольевной, Астаховой Мариной Владимировной, Десницкой Марией Николаевной был обобщен опыт работы в данном направлении и на его основе создано методическое пособие по профессиональному самоопределению воспитанников. Методический материал включает в себя рекомендации по использованию педагогического опыта, предлагает различные формы и методы работы с детьми трех возрастных групп (1-4класс, 5-7 класс, 8-9 класс). Главной целью данной деятельности является ориентирование воспитанников, начиная с младшего школьного возраста, на выбор рабочей профессии, в частности, профессий горнодобывающей отрасли.

Использование в работе данного методического материала позволяет не только успешно формировать у воспитанников положительное эмоциональное отношение к рабочим профессиям и профессионально значимую мотивацию, но и помогает решать важную проблему региона, связанную с привлечением молодежи на предприятия угольной и горнодобывающей отрасли.

 

«Путешествие в Страну профессии шахтёр»

праздничное мероприятие

 

Цель: развитие интереса к профессии шахтёр.

Задачи:

1. Познакомить детей с профессией шахтёра.

2. Помочь осознать сложность и востребованность шахтёрского труда.

3. Формировать творческие способности детей.

4. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда.

5. Расширять кругозор, мышление, внимание и  наблюдательность у детей.

Форма проведения: праздничное мероприятие для детей 1-4 класса.

Оформление: на центральной стене на 1-ой половине сцены большими буквами написаны слова «Землю солнце красит, а человека - труд», на 2-ой – экран для воспроизведения материалов праздника, на боковых стендах - рисунки детей на тему «Путешествие в Страну профессии шахтёр»

Технические средства: компьютер, проектор, телевизор.

 

Ход мероприятия.

 

Звучит музыка.

Дети исполняют спортивно-танцевальную композицию «Уголь на гора»

(Мальчики одеты в комбинезоны и шахтёрские каски. На девочках гимнастические костюмы, в руках - гимнастические ленты цвета Российского флага. Во время исполнения данной композиции на проекторе идёт видеоряд о шахтёрском труде. По её окончании дети читают монтаж.)

1. Шахтёрская звезда сияет над Кузбассом,

Шахтёрская звезда сияет над землёй.

Горя через года, сквозь радость и ненастья,

Шахтёрская звезда с тобою и со мной.

2. Шахтёром быть – нелёгкая наука,

И у неё высокая цена.

А если что – держаться друг за друга,

Шахтёру жизнь другая не дана.

3. Шахтёрская звезда сияет над Кузбассом,

Чтобы согреть во мраке города.

Так пусть становится она с годами ярче,

Шахтёрский освещая путь всегда.

4. В России есть немало уголков,

Которыми страна гордиться может.

Кузбасс – один из них, и нет для нас

Его любимее, роднее и дороже.

5. Наш край шахтёрским называют не случайно,

Известен во всём мире он углём,

Богатством недр, просторами своими,

Здесь родились мы, здесь мы все живём.

6. Шахтёрский труд тяжёлый и опасный,

В Кузбассе нет его почётней и важней,

Гордимся вашими, шахтёры, мы руками,

Примера нет для нас достойней и сильней!

Звучит песня «Уголёк» (Аниты Цой) – в исполнении воспитанницы детского дома.

Ведущий:

- Добрый день, дорогие ребята! Нам с вами посчастливилось жить в одном из красивейших городов Кемеровской области, который славен не только своими вишнёвыми садами, а ещё и шахтёрскими руками. Главная профессия нашего города Осинники – шахтер. Практически в каждой семье есть тот, кто работает на угольном предприятии города. Профессия шахтера очень опасная, трудная, но почетная.

- Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, про полезные ископаемые, которые люди добывают на земле и под землёй, а вы попробуете отгадать её: «Горит, да не солнце. Чёрен, да не ночь, Твёрдый, да не камень. На весь мир славен!» (Уголь.)

Ведущий показывает детям образец угля.

- Вот этот чёрный камешек, который я держу в своих руках, напоминает нам о том, что мы живём в шахтёрском городке, где руками людей добывается этот чёрный камень, имя которому - уголёк.

- Для чего нужен уголь? (Ответы детей).

- Действительно ребята, уголь нужен людям, чтобы работали заводы, фабрики. Его называют черным золотом. Ещё уголь нужен в быту.

- Кто добывает уголь? (Ответы детей)

- А где и как добывают уголь? (Ответы детей).

- Да, уголь добывают шахтеры, которые работают под землей в шахте. Шахта начинается с глубокого колодца, который шахтеры называют стволом, потому что он похож на ствол дерева, только пустой внутри. Ствол этот строят так же, как и колодец, его углубляют сверху вниз, все время укрепляя стенки, чтобы они не обвалились. Ширина его составляет несколько метров. Колодец нужен для того, чтобы поднимать на поверхность земли уголь, спускать и поднимать людей, машины, подавать в шахты свежий воздух. Внизу от ствола в разные стороны отходят подземные коридоры или штреки. В них уложены рельсы или установлены конвейеры. По этим штрекам к стволу на вагонетках подвозят уголь. Если идти по штрекам, то попадешь в забой – место, где добывают уголь.

Шахтерам помогают разные машины: горные комбайны, транспортерные ленты, подземные электровозы с вагонетками. Горные комбайны своими стругами, как большими рубанками, строгают угольный пласт. Затем уголь по транспортерным лентам движется к вагонеткам и вывозится на поверхность с помощью электровоза.

Уголь добывают и под открытым небом – в карьере. Там тоже помогают машины: шагающий экскаватор и большие самосвалы – БЕЛАЗы. Такие большие экскаваторы, как в шахте, под землей не поместились бы.

(Весь рассказ ведущего о добыче угля в шахте и карьере сопровождается тематическими слайдами).

- Ребята, назовите мне шахту, которая находится у нас в городе Осинники?

(шахта «Осинниковская»). (Слайд).

- А какие вы ещё знаете шахты и разрезы, расположенные вблизи нашего города?

(Шахты: «Алардинская» пос. Малиновка; «Абашевская», «Кушеяковская», «Есаульская», «Ерунаковская» - город Новокузнецк; разрез «Калтанский» - город  Калтан и разрез «Карчакольский» - пос. Малиновка).

- Ребята, посмотрите, а уголёк - то наш ожил (появляется мальчик «Уголёк»). Я думаю, что Уголёк может рассказать нам много интересного.

Уголёк.

- Здравствуйте, ребята!
Я - чудесный Уголёк.
Чёрный у меня бочок.
Ярко я в печи горю,
Людям всем тепло дарю!
Ребята, вы меня узнали? (ответы детей)

- Я Уголёк - везде желанный гость. Попаду в дом - затопит хозяйка печь, напечёт блинов да пирогов. Заходите, гости дорогие, угощайтесь на здоровье! Попаду на Городскую Районную Электростанцию (ГРЭС г.Калтана), что недалеко от вашего города, вода в котлах закипит, забурлит, турбины заработают и побежит по трубам горячая вода, а по проводам - электричество.

Станет в ваших домах тепло и светло! Попаду на металлургический завод города Новокузнецка, растоплю железную руду, выплавлю из неё сталь. А потом мастера сделают из неё рельсы для поездов, краны строительные, машины и многое другое. И не боюсь я сгореть. Отдам своё тепло людям, останется от меня зола - очень ценное удобрение и строительный материал. Вот я какой!

- Молодец, Уголёк! Но без помощи людей не выбраться тебе из земли.

Уголёк:

- Да, действительно, я хитёр -

Не возьмёшь меня, шахтёр!

Ты - вверху, я - в глубине.

Как ты спустишься ко мне?

- А шахтёр ответил:

«Ты хитёр и я хитёр!

Я тебя добуду:

Шахту строить буду!»

Уголёк:

- Ребята, знаете ли вы, кто мне помогает выйти на поверхность? У кого из вас родственники или знакомые работают на шахте? Назовите их профессии. (Ответы детей.)

- Много людей разных профессий трудятся на шахтах и угольных разрезах. Но добывают уголь шахтёры - люди трудной и почётной профессии!

- Да, добыть уголь из земли - нелёгкий труд и, наверное, недаром стихотворение воспитателя детского дома С.Ю.Садыковой, посвящено этой трудной профессии.

Шахтёры, им вся слава и почёт,

Семьи могучей пламенное братство.

Сыны Кузбасса, они без лишних слов

Несут Родине славу и богатство.

Достойней нет шахтёрского труда,

Процесс работ отлажен чётко,

Сегодня, так же, как вчера

Шумит подземная проходка

И гонят уголь на гора.

Они выбрали профессию шахтёра,

Чтобы людям дать тепло и газ,

В тёмных и холодных коридорах,

Жизнью своей рискуют подчас.

Пусть будут крепче нервы и опора,

Надёжней друг и милостив забой.

И каждый день, после трудной смены,

Живыми возвращаются домой.

- Ребята, кто из вас, когда вырастет, хочет стать шахтёром?

(Ответы детей.)

- Не только шахтёры трудятся на угольных разрезах и в шахтах. Вместе с ними на добыче угля работают машинисты и горнорабочие, электрослесари и горные инженеры, взрывники, буровики и много людей других профессий. Труд каждого специалиста, работающего в шахте или на угольном разрезе, очень важен и нужен. Уголёк, а давай с тобой познакомим ребят с этими замечательными и нужными в угольной отрасли профессиями.

Уголёк:

- Давайте. А помогут нам в этом замечательные персонажи из сказки «Белоснежка и 7 гномов».

(Звучит музыка, появляются Белоснежка и гномы, одетые в спецодежду, представляющие данную профессию).

Гномы:

- По секрету всем вам  скажем–

Под землею глубоко

Есть страна, в которой дружно

Мы работаем давно.

- Называем ее шахтой,

Там у каждого свой труд,

И лентяев, скажем честно,

Туда, конечно, не берут.

- Каждый знает свое дело

И старается всегда

Отработать честно смену,

Чтоб подняться на гора.

Белоснежка:

- Кажется, я догадалась,

Как зовется этот труд…

Вы – шахтеры ,землекопы.

Так, конечно, вас зовут?

Гномы:

- Да, права ты, мы – шахтеры,

Так зовут обычно нас,

Но подробно мы расскажем

О труде своем сейчас.

1-й гном:

- В шахту я пришел недавно,

Нравится мне этот труд,

Мою профессию простую

Разнорабочим здесь зовут.

Это только лишь начало

Того длинного пути,

По которому придется

Каждому из нас пройти.

2-й гном:

- Я – проходчик. Это классно!

Я всегда иду вперед.

Путь прокладываю в недра,

Куда не каждый попадет.

3-й гном:

- Машинист машин я горных,

Разрушаю уголь я,

Отгружаю на конвейер,

Вот такая роль моя!

4-й гном:

- Я подземных установок

Машинистом здесь зовусь.

На конвейерах, компрессорах,

Насосах я тружусь.

5-й гном:

-Называюсь угольком я,

Мастером взрывных работ.

Труд опасный мой и важный,

Расслабляться не дает.

6-й гном:

- Стволовым тружусь на шахте,

Без меня здесь – никуда:

Я и лаву, и шахтеров

Поднимаю на гора.

7-й гном:

- ГРОЗ, пожалуй, самый главный

И добытчик основной,

Ведь работать им непросто –

Думать надо головой!

Белоснежка:

- Да, ребята, молодцы вы,

Стало все понятно мне –

Настоящие герои вы

В подземной той стране.

- Я горжусь, что все вас знаю

И могу вас всех обнять.

И за труд такой ваш нужный

Хочу спасибо вам сказать.

- Забывать ни на минуту

С вами нам нельзя о том,

Что благодаря шахтерам

В теплом доме мы живем.

- Кузбасс - богатейший угольный край. Угольные пласты здесь залегают и глубоко под землёй  и на её поверхности. Чтобы добраться до угольного пласта, расположенного глубоко под землёй и добыть уголь, шахтёры прорывают вертикальные шахтные стволы и горизонтальные туннели. А если уголь залегает близко к поверхности земли, его добывают в карьерах - угольных разрезах.

Уголёк:

- Ребята, а назовите машины и механизмы, которые используются при добыче угля. (Угольный комбайн, транспортёр, вагонетка, шагающий экскаватор, подъёмник, самосвал.)

(Дети рассматривают слайды с изображением машин и технических приспособлений, используемых в горнодобывающей промышленности и называют профессии, представители которых используют их в своей работе).

- Ребята, давайте с вами вспомним, соберем и назовем пословицы о шахтёрах, их труде и дружбе.

 

(Дети делятся на 4 команды, им выдают разрезанные карточки, они должны собрать пословицы по смыслу).

- Горняцкая дружба крепка не лестью,

а правдой и честью.

- В шахте, ребятки –

не играют в прятки.

- Пополненье молодое -

закаляется в забое.

- Закон шахтёрский не забудь –

стыдись работать как-нибудь.

- Шахтёрское правило простое –

работай без аварий и простоя!

- Кто в забое горячиться –

никогда не отличиться!

- У нас тому почёт,

у кого уголь, как река - на-гора течёт!

- Обушок и лопата –

нет вернее брата!

- Чтоб шахтёром называться –

мало в угле замараться!

- Честью горняк дорожи,

коль дал слово – сдержи!

- Языком болтать –

не кайлом махать.

- Красен горняк не улыбкой сладкой,

а трудовой хваткой!

(Дети называют пословицы и объясняют их значение).

- Большинство людей с уважением относятся к профессии шахтёра, но очень немногие согласятся им стать. Это связано в первую очередь, с особой опасностью этой работы. Профессия шахтёра очень трудная и опасная, она требует определённых знаний, крепкого физического здоровья, большого самообладания, терпения, выдержки и силы воли. Каждый день, днём и ночью, шахтёры спускаются в шахту и стараются как можно больше дать Родине угля.  Эта работа для самых мужественных представителей сильного пола.

Ребёнок:

Шахтерам великая слава,

Хоть труд их порой и суров,

По праву гордится ими держава,

И чтит российский народ.

Шахтер дает стране рекорды,

Дает стране вагоны на гора.

Как музыкант берет свои аккорды,

Везде во всем гармония труда.

Так выбирайте же профессию шахтера

Она для нашей Родины важна.

Гордиться вами будут близкие, друзья,

И благодарна будет вам страна.

(автор Рачёва Анастасия, воспитанница детского дома)

 

- Наше мероприятие подошло к концу. Спасибо всем вам за участие. Я надеюсь, что в скором будущем кто-то из вас обязательно выберет для себя эту трудную, опасную, но очень нужную и почётную профессию шахтёра. До новых встреч, ребята!