МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Иванова Марина Фёдоровна, учитель географии и биологии, зам.директора по УВР МОУ «Даньковская ООШ» Подгоренского района Воронежской области

 

Во саду ли, в огороде

Элективный курс с элементами краеведения

Естественно-научный профиль

 

 

Аннотация

При изучении этого курса учащиеся узнают  о физических основах привычных явлений, расширят свои представления о процессах, протекающих в растительном мире, познакомятся с методами исследования грунта, факторами, влияющими на всхожесть и прорастание семян, способами орошения посевов в открытых и закрытых грунтах, и правилами обработки земли. Умение проектировать исследовательскую работу и анализировать результаты исследований, конструкторские навыки помогут им  в дальнейшей учебе.

 

Пояснительная записка

При изучении данного курса учащиеся получат возможность расширить свои представления о научных основах ведения сельского хозяйства с учётом местных условий. Профориентационная составляющая курса поможет учащимся определиться с выбором профиля обучения в старшей школе, практическая направленность ориентирует учащихся на трудовую деятельность в местном хозяйстве. Возможность практического использования результатов исследований поднимает значимость работы детей, способствует созданию положительной мотивации к изучению многих предметов.

При этом прослеживается связь с  физикой, географией, биологией, химией, медициной, экологией. Широко применяется краеведческий материал. Исследовательский характер деятельности предполагает коллективную работу на занятиях, в результате которой учащиеся смогут развить следующие навыки и умения:

-          строить план исследования;

-          создавать рабочую модель явления;

-          математически обрабатывать результаты исследования;

-          представлять результаты исследования в удобном для презентации виде;

-          сотрудничать в группе.

Академические успехи учащихся при изучении данного курса могут быть выявлены посредством контроля, который включает:

-        текущий контроль, осуществляемый в процессе работы учащихся в группе, самостоятельного изучения теоретического материала, работы над проектом;

-        контроль в форме презентаций, где  оценивается качество выполненной учащимися работы.

Специфика курса, форма организации занятий не предполагают проведения контрольных и  зачетных работ. Оценку работы учащихся  производится по двум направлениям: оценка презентации продуктов работы группы (максимум – 3 балла) и оценка вклада в общий продукт каждого участника группы в отдельности (максимум – 3 балла). По окончанию изучения курса оценки суммируются.

В качестве критериев оценки готовности учащегося двигаться в выбранном направлении можно рассматривать:

-        положительную мотивацию к данному виду учебной деятельности,

-        развитость коммуникативных умений;

-        сформированность умений и навыков, свойственных естественнонаучной деятельности;

-        умение работать в малой группе;

-        наличие культуры проведения презентаций;

-        навыки самооценки, умение работать над ошибками.

 

Задачи курса:

- дать учащимся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету  на основе более углубленного и расширенного изучения отдельных тем школьной программы;

- уточнение готовности и способности учащихся усваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

- формировать представления о таких профессиях как, агроном, эколог;

- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору;

- развивать самостоятельность и творческую инициативу учащихся на основе использования коммуникативных и групповых методов, лекционно-семинарских занятий, а также проектно-исследовательской деятельности;

- познакомить с простейшими практическими приемами сельскохозяйственных исследований;

- способствовать развитию творческих наклонностей учащихся;

- формировать у учащихся умение планировать свою деятельность, навыки самостоятельной работы.

Программа рассчитана на 12   часов.

Возраст учащихся – 14-16 лет.

 

Учебно-тематический план

 

п/п

Название темы.

Содержание занятий.

Количество

часов

Форма

проведения

1

Бонитировка почвы. Почва и её плодородие.

П.р. Описание почвенного профиля, типичного для региона.

Определение типа почв, характерных для своей местности. Определение их плодородия.

П.р. Хочу всё знать о почве (определение механического состава почвы местного хозяйства, влажности почвы, солесодержания в почве, кислотности почвы.)

2

Лекция.

Семинар.

Практикум.

2

Обработка почвы. Особенности обработки почв своей местности.

Проект. Обработка почвы и урожай.

1

Семинар.

Проектная деятельность

3

Удобрения. Виды удобрений.

Способы и нормы внесения удобрений.

П.р. Определение минерального удобрения.

П.р. Определение состава удобрений для почв местного хозяйства.

1

Семинар.

Практикум.

4

Отрасли растениеводства.

Характеристика основных групп сельскохозяйственных  растений. С/х растения местного хозяйства.

Плодово-ягодные культуры.

Овощные культуры.

Пряно-вкусовые культуры.

2

Лекция.

Семинар.

Презентация.

5

Севооборот. Посев. Уход за культурными растениями.

П.р. Определение чистоты семян.

П.р. Анализ энергии прорастания и всхожести семян.

Проект. Оптимальная схема севооборота для полей хозяйства.

Проект. Оптимальная схема севооборота для личного участка.

Проект. Лунный календарь и всхожесть семян.

 

3

Лекция.

Семинар.

Практикум.

Проектная деятельность

(1 проект по выбору)

6

Овощеводство закрытого грунта.

Мини-проект. Выращивание культуры огурца в тепличных условиях.

1

Лекция.

Семинар.

Проект. деят-ть

7

Защита агропродукции.

Экскурсия на поля хозяйства.

Наиболее распространённые вредители агрокультур.

Наиболее распространённые болезни агрокультур.

Способы химической и биологической защиты растений.

1

Лекция.

Презентация.

8

Защита проектов.

1

Урок-зачёт.

 

Литература

1. Корнеева Н.В. Погода, огород и сад любителя. Москва: АСТ, 1999.

2. Пичугина Г.В., Сорокина Н.В. Основы ведения крестьянского хозяйства. М.: Дрофа, 2003.

3. Тавлинова Г.К. Приусадебное овощеводство. Санкт-Петербург: Диамант, 2001.

4. Журнал «Приусадебное хозяйство».

5. Журнал «Биология в школе».

6. Журнал «Дом. Сад. Огород».

7. Газета «Садовод»

8. Газета «Аргументы и факты. На даче».

Вложения:
Скачать этот файл (Иванова М.Ф. - Во саду ли, в огороде.doc)Иванова М.Ф. - Во саду ли, в огороде[Скачать с портала]