МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Кириллова Татьяна Николаевна, воспитатель МКС(К)ОУ «Тутальская С(К)ОШИ VIII вида» Яшкинского района Кемеровской области

 

В мире строительных профессий

 

Цели:

* формирование знаний о мире профессий;

* вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление о труде людей;

* воспитывать добросовестное отношение к труду;

* коррекция умственных способностей воспитанников (речь,  память, внимание , мышление);

* обогащать  словарный запас, развивать связную речь;

* способствовать развитию у детей профессионального самосознания.

 

Ход занятия

 

I. Орг. момент.

 

Вступительное слово воспитателя.

-Здравствуйте дорогие ребята, гости нашего занятия.

-Эпиграфом нашего занятия будут строки

«Истинное сокровище для людей - умение трудиться» (Эзоп).

-Как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей).

Очень важно в жизни уметь трудиться,  не лениться, потому что труд делает человека благородным, умным, красивым.

Воспитатель.

Молодцы, правильно! Труд облагораживает человека, а умение трудиться позволяет не унывать, а преодолевать трудности.

Я хочу предложить вам сегодня,  вспомнить с какими профессиями вы уже познакомились, какие бывают профессии, какую пользу каждая из  них приносит людям.

-Так кто скажет: «Что такое профессия?» (Ответы детей)

Профессия - это вид труда, которому человек посвящает свою жизнь, которая требует от него определенной подготовки, знаний и умений.

Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость.

А теперь мы поиграем в игру «Цветик – семицветик».

На каждом лепестке написана загадка о профессии, вы должны отгадать.

 

Загадки

На работе день-деньской

Он работает рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака.  (Крановщик)

 

Кладет кирпич за кирпичом-

Растет этаж за этажом,

И с каждым часом, с каждым днем
Все выше новый дом.  (Каменщик)

 

Топором, рубанком

Выстругивает планки.

Сделал подоконники

Без сучка-задоринки.      (Плотник)

Брызжет краска по стене,

Солнце светится в окне.

Стали стены голубыми

Словно небо в вышине.   (Маляр)

 

Мы работаем бригадой,

Нам везут песок, бетон.

Дружно потрудиться надо,

Чтоб построить новый дом.  (Строитель)

 

Что за чудо-техника

По земле шагает.

Все копает,  роет

А кто ей управляет? (Экскаваторщик) (Экскаватор)

 

Каменщик выложил стены,

Дому нужна будет крыша.

Кто же займется работой

Крышу на дом возвести.  (Кровельщик)

 

-Как можно назвать, одним словом профессии, которые вы отгадали? (Ответы детей)

Правильно! Это строительные профессии.

 

II. Основная часть.

 

Выступают дети.

Строю  школы, строю бани, строю новые дома,

Строю  целые деревни, даже строю города!

Строить нужно  аккуратно, строить нужно на века,

Чтоб жилось в тепле, уюте, даже в сильные снега.

В своём деле я художник и над ленью победитель,

Догадались?  я -…(строитель)

Воспитатель. Любая стройка в наши дни - дело для целого коллектива строителей, каждый из которых имеет свою профессию и выполняет определенную работу.

-С какими строительными профессиями вы уже знакомы?

Игра. «Я знаю профессии….»

Первый ученик говорит: «Я знаю профессию  экскаваторщик». Следующий ученик говорит то же, что первый, добавляя другую профессию, например: «Я знаю профессию  экскаваторщик и каменщик».  И т.д. список профессий разрастается.

Воспитатель.

-Ребята, я предлагаю вам, всем коллективом построить дом, в его строительстве примут участие представители знакомых вам строительных профессий. (Макет выполняют из картона с изображением кирпичей).

В какой последовательности выполняется строительство дома?

Каменщик, крановщик, плотник, маляр. (Ответы детей).

Каменщик. Каменщик возводит стены, ровными рядами укладывая кирпичи. Чтобы кирпичи крепко держались, их кладут на специальный раствор.

В своей работе каменщик пользуется инструментом: кирка, мастерок, отвес.

На стройке жаркая пора, Кладет кирпич за кирпичом -

Сигнал уже пробил.                     Растет этаж за этажом,

Сегодня каменщик с утра              И с каждым часом, с каждым днем
К работе приступил.                    Все выше новый дом.

Ему идет двадцатый год

А он у же герой:

Быстрее всех кирпич кладет

Строитель молодой.                    С. Баруздин. „Каменщик"

Крановщик. Крановщик (машинист) башенного крана.

Основная работа крановщика - подъем строительных материалов наверх и перемещение их на стройплощадке. От крановщика требуется точность и внимательность.

Утром он глянул -                    Строительный кран,

А там, на участке,                     Вытянул

В небо взметнув                       Длинную руку вперед

Металлический стан,                    И все, что попросят,
Вырос огромный                           Наверх подает.   Асен Босев.  „Кран-великан"

Плотник. Плотник изготавливает деревянные конструкции для стен, перекрытий, лестниц и крыш. Настилает  полы, устанавливает оконные рамы и двери. В своей работе использует  инструмент: топор, пила, рубанок, уровень.

Летят опилки белые,        Сделал подоконники

Летят из-под пилы:                    Без сучка-задоринки.

Это плотник делает                      Хорошему работнику

Рамы и полы.                             И слава и почет,

Топором, рубанком               Недаром орден плотнику

Выстругивает планки.                 Вручил народ.            С Баруздин. „Плотник".

 

Маляр. Маляр приходит на стройку последним, когда строительство здания завершено. Основная работа маляра окраска, стен, окон, пола. Придать квартире красивый, нарядный вид. В качестве инструмента маляр использует: кисть, валик.

Маляры пришли втроем,                      Стал нарядный и веселый!

Обновили старый дом:                          Все ребята со двора
Был облезлый, скучный, голый,           Малярам кричат: „Ура!"

М. Пожарова. „Маляры ".

Воспитатель.

И вот красавец- дом готов! Потрудились вы на славу. Давайте отдохнем.

Физминутка.

Две сестрицы - две сестры.

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке огурцы

И друг друга  моют.

Человека любой профессии, в обществе, судят, прежде всего, по труду на общее благо.  Недаром  множество пословиц и поговорок сложил народ о труде.

 

Игра  «Угадай пословицу».

Из правого столбика вы должны подобрать окончание пословице.

Каков строитель, …………..       а плотник.

Дело мастера……………….       того люди чтут.

Кто  любит  труд……………     боится.

Дом возвести ………………..   тот не ест.

Кто не работает …………. …   не плетень заплести.

Не топор тешит ……………..    такова и обитель.

 

Задание.

Подобрать пословицы к знакомым строительным профессиям (каменщик, крановщик, плотник, маляр).

«Каков строитель, такова и обитель» каменщик.

«Дом возвести - не плетень заплести» крановщик.

«Не топор тешет, а плотник»   плотник.

«Дело мастера боится»  маляр.

Практическое задание №1.

Детям предлагается набор строительных инструментов. Они должны их сгруппировать по профессиям.

Маляр                      Каменщик                 Плотник                 Крановщик

кисть                     мастерок                рубанок              стропы

каток                     кирка                      топор                 захваты

 

Практическое задание №2

 

Каждая профессия, в зависимости от условий труда, имеет свою форму одежды (спецодежда).

Детям предлагается элементы спецодежды профессий: повар, врач, продавец, дворник, строитель.  Необходимо подобрать спецодежду каменщика.

Наше занятие подходит к завершению. Давайте подумаем, какие качества необходимы разным строительным профессиям. (Ответы детей)

Строитель должен быть внимательным, добросовестным, ответственным человеком. Ему необходимо очень много знать и уметь, чтобы хорошо выполнять свою работу.

Верно! Физическая закалка, отличное владение профессией, огромное трудолюбие и немалая физическая сила, а также желание делать нужное людям, своим трудом приносить им радость.

 

III. Итог.

 

Все вы молодцы! Давайте подведем итог занятия.

Продолжите,  пожалуйста, фразу  «Сегодня я узнал……..», отвечая на мои вопросы.

1.Почему профессия строителя - одна из  важнейших?

2.Из чего строят дома?

3. Как  называют рабочих, укладывающих кирпич?

4. Без какого подъемного механизма нельзя построить дом?

5. Как называют строителей,  строящих деревянный дом?

6. Рабочие, каких профессий участвуют в строительстве дома?

7. Кто устанавливает оконные рамы, двери, настилает полы?

8. Кто красит окна, двери,  лестничные площадки?

И в заключение  сделаем вывод:

Прекрасных профессий

На свете не счесть.

И каждой профессии –

Слава и честь!

Спасибо за участие!

 

Литература

1.А. А. Лопатина. М.В.  Скребцова.  Секреты мастерства.  Изд. 3-е  «Амрита – Русь»  Москва 2005. – 352с.

2.Т. А. Шорыгина   Беседы об экономике: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009. -  96с.

3.Т.В. Потапова  Беседы о профессия с детьми. – М.: ТЦ Сфера, 2009. -64с.

Л.И. Мусякина  Методическое руководство к картинкам «Кем быть?»

Пособие для воспитателей. Изд. 3-е переработанное. Москва «Просвещение»1989. - 16с.

4. М.А. Козлова  Классные часы: внеклассная работа: - М. Издательство «Экзамен», 2009. – 317с.