МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Прохорова Светлана Викторовна, учитель химии и биологии МКОУ «Красногвардейская СОШ» Тёпло-Огарёвского района Тульской области

 

Исследовательский проект на тему

«Влияние темперамента учащихся на профессиональный выбор»

 

 

Вводное занятие

На вводном занятии учащиеся сами предлагают темы исследовательских работ (проектов), в чем и проявляется субъект-субъектные отношения педагога и учащихся. Если учащиеся предлагают несколько тем, то можно выбрать тему, например, тайным голосованием: все темы пронумеровать, а потом раздать номерки со всеми темами каждому учащемуся, потом попросить сдать каждого только по одному номеру с выбранной темой проекта.

Дале после выбора темы определяем цели задачи проекта. Для решения каждой конкретной задачи формируется группа учащихся (по желанию). В нашем случае это следующие рабочие группы: «Теоретики», «Экспериментаторы», Фотографы», «Компьютерные оформители». На вводном занятии предварительно определяются сроки выполнения проекта.

Группа «Теоретиков» реализует задачи теоретического этапа; группа «Экспериментаторов» - проводит эксперимент, делает выводы; группа «Фотографов» - выполняет фотоснимки по требованию «Теоретиков» и «Экспериментаторов»; «Компьютерные оформители» представляют материал в цифровом виде. Из «экспериментаторов» и «Теоретиков» выделяются делегаты, могущие презентовать и транслировать материал широкой аудитории.

Промежуточные занятия:  каждая группа занимается решением своей задачи, обмениваются полученными результатами, корректируют ход своей работы (сопоставляя с задачами и результатами других групп).

Заключительное занятие-презентация: трансляция результатов на внутришкольной (межшкольной) конференции; родительском собрании и т.д.

 


Введение

Актуальность. Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует социальную и психологическую зрелость подростка. Наука давно доказала, что подростки имеют огромные возможность и от их раскрытия во многом зависит будущее и каждого, и общества и каждого человека, и общества в целом. В каждом учении живёт свой исследователь, свой изобретатель, который ждёт, когда создадутся условия для творческой деятельности.

Творческий человек всю жизнь как бы уточняет для себя смыслы своего труда и жизни. Определив какой-то смысл в трудовой деятельности, уважающий себя человек затем стремится найти более интересный и личностно значимый смысл, в итоге вся жизнь (в том числе и трудовая) превращается в непрерывный творческий «поисковый» процесс.

Однако сегодня, в эпоху массовой культуры и «эстетизированного» с помощью изощренной рекламы культа потребления, ценность самого труда всё больше уходит на второй план, а на первом месте для многих людей оказывается ценность получения благ и удовольствий для жизни. Особенно восприимчивы к такой смене ценностей молодые люди, которые профессиональный труд рассматривают в лучшем случае лишь как средство, источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и смыслов.

Но человек лишь тогда может ощущать прелесть жизни, когда он своими делами делает лучше («прекраснее») окружающий мир, делает более счастливыми окружающих людей, испытывает удовлетворение от своей работы, имеет успех в своей деятельности.

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это: развитие индивидуальных способностей учащихся; расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями; развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов; обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Понимая важность и сложность формирования духовного мира и духовной культуры труженика любой отрасли народного хозяйства и промышленности, а также принимая во внимание то, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологические особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии, мы выбрали для данной работы одну из исследуемых сторон профессиональной ориентации и сформулировали тему следующим образом: «Влияние темперамента учащихся на их профессиональный выбор».

 

Цель работы: изучить влияние темперамента на выбор профессии у учащихся 9 класса.

 

Задачи:

а) ознакомиться с  историей становления учения о типах темперамента;

б) овладеть технологиями изучения типов темперамента;

в)в ходе теоретического анализа психологической и специальной литературы выявить и обосновать влияние темперамента на профессиональный выбор;

г) изучить типы темперамента у учащихся 9 класса по методике Айзенка и В. Белова;

д)установить зависимость между определённым типом темперамента учащихся и выбираемыми ими профессиями и видами профессиональной деятельности;

е) разработать рекомендации для педагогов и психологов по организации профориентационной работы в школе;

ж) информировать о полученных результатах школьного психолога, классных руководителей, педагогов и родителей ( по требованию).

 

1.Характеристика объекта исследования

Объект исследования: учащиеся 9 класса

 

Фамилия, имя, отчество обучающегося

Возраст

Пол

1.

Коротков Владимир Владимирович

14 лет

М

2.

Меркулов Николай Николаевич

15 лет

М

3.

Платонова Оксана Николаевна

14 лет

Ж

4.

Соломатин Павел Андреевич

14 лет

М

5.

Старостин Дмитрий Владимирович

14 лет

М

6.

Трусов Станислав Юрьевич

15 лет

М

7.

Чечнев Василий Александрович

16 лет

М

 

2.Методика исследования

Сроки выполнения проекта: 1 месяц (12 сентября – 15 октября 2012 г.), среднесрочный проект.

Организация и проведение исследования

Экспериментальная часть нашего исследования проводилась с учениками 9 класса общеобразовательной школы (выборка состояла из 7 человека).

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

На первом этапе определялся тип темперамента испытуемых.

На втором этапе осуществлялся выбор желаемой профессии и вида профессиональной деятельности.

На третьем этапе устанавливалось наличие связи между определённым типом темперамента испытуемых и выбираемыми ими профессиями и видами профессиональной деятельности.

Методы и формы работы:

-  теоретический анализ психологической, методической и специальной литературы;

- психодиагностические (наблюдение, индивидуальное тестирование по методике Айзенка – приложение на стр. );

- статистический анализ полученных данных;

- информирование учащихся в индивидуальном порядке с рекомендациями

по оптимальному использованию и управлению своими внутренними резервами ;

- информирование педагогов о результатах исследования для использования в учебно-воспитательном процессе.

Принципы исследования

Наше экспериментальное исследование осуществлялось с учётом следующих принципов:

- принцип возрастного, индивидуального и личностного подхода;

- принцип гуманизма;

- принцип эффективности и научности;

- принципы профориентации;

- этический принцип.

Принцип возрастного, индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого молодого человека и подростка индивидуально, включая закономерные и особенные черты.

Принцип гуманизма заключается в требовании не невредить. Психолог должен чувствовать особую ответственность и не торопиться, главное – разобраться в истинных причинах поведения молодого человека.

Принцип эффективности и научности подразумевает изучение психологического развития его механизмов и закономерностей в понятиях именно возрастной психологии. Внутренний мир подростка развивается по своим законам, которые и должен постичь исследователь. Поэтому, прежде чем приступить к изучению этого мира, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, понятиями.

 

3.Результаты исследования и их изложение

 

3.1.История развития учения о типах темперамента

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамической особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. В структуре темперамента можно выделить три главных компонента: общую активность индивида, его двигательные проявления и его эмоциональность. Общая психическая активность индивида характеризует "динамические" особенности личности, её тенденции к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени активности распределяются от вялости, инертности и т. п. до предельной энергичности, стремительности действий. Двигательный, или моторный, компонент определяется его значением как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить быстроту, силу, резкость, ритм, амплитуду и ряд других признаков мышечного движения (часть из них относится и к речевой моторике). Третий компонент темперамента — эмоциональность характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Основные моменты "эмоциональности" — впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность. Впечатлительность выражает степень аффективной восприимчивости субъекта, импульсивность — быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий, эмоциональная лабильность — скорость, с которой данное эмоциональное состояние прекращается или сменяется другим.

В истории учения о темпераментах можно выделить три основные системы взглядов на факторы, обусловливающие проявления темперамента в поведении. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма, например в учении Гиппократа— с соотношением между четырьмя жидкостями (греч. krasis — смесь, сочетание, в латинском переводе temperamentum), циркулирующими в человеческом организме, — кровью, жёлчью, чёрной жёлчью и слизью (лимфой, флегмой). Гипотетическое преобладание этих жидкостей в организме и дало названия основным типам темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. В новое время психологическая характеристика этих типов темперамента была систематизирована И. Кантом ("Антропология", 1789): сангвинический темперамент отличается быстрой сменой эмоций при малой их глубине и силе; холерический — горячностью, вспыльчивостью, порывистостью поступков; меланхолический — глубиной и длительностью переживаний; флегматический — медлительностью, спокойствием и слабостью внешнего выражения чувств. Однако в своих толкованиях Кант допустил смешение черт темперамента и характера. Органической основой темперамента Кант считал качественные особенности крови. Близко к гуморальным теориям темперамента стоит идея П. Ф. Лесгафта о том, что в основе проявлений темперамента в конечном счёте лежат свойства системы кровообращения.

Попытка разработать морфологическую теорию темперамента принадлежит немецкому психопатологу Э. Кречмеру (1888—1964), который определял темперамент через основные конституциональные типы телосложения. Например, астеническому типу конституции, отличающемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлинённым лицом, слабой мускулатурой, соответствует, по Кречмеру, шизоидный (шизотимический) темперамент, которому свойственны особенности, располагающиеся в основном вдоль "психоэстетической" шкалы, — от чрезмерной ранимости, аффективности и раздражительности до бесчувственной холодности и тупого, "деревянного" равнодушия; шизоидам присущи замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий. Пикническому типу, характеризующемуся широкой грудью, коренастой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает, по Кречмеру, циклоидный (циклотимический) темперамент, индивидуальные особенности которого располагаются вдоль "диатетической" шкалы, то есть от постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов; циклоидам свойственны соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и закруглённость движений. Кречмер преувеличивал роль конституциональных особенностей как факторов психического развития личности.

В концепции американского психолога У. Шелдона выделяется три основных типа соматической конституции ("соматотипа"): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Для эндоморфного типа характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями. Мезоморфный тип отличается жёсткостью и угловатостью облика, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. Эктоморфному типу конституции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, заторможённостью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью. Как и Кречмер, Шелдон проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.

Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий является то, что они принимают в качестве первопричины проявлений темперамента в поведении такие системы организма, которые не обладают необходимыми для этого свойствами.

Теоретическое и экспериментальное обоснование ведущей роли центр. нервной системы в динамических особенностях поведения впервые дал И. П. Павлов, выделивший три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре комбинации в виде четырёх типов высшей нервной деятельности; проявления их в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темпераменту сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный — темпераменту флегматика; сильный, неуравновешенный — темпераменту холерика; слабый — темпераменту меланхолика. При оценке этой типологии надо иметь в виду, что она была построена применительно к высшей нервной деятельности животных и непосредственно к человеку неприложима без существенных оговорок.

Советские психологи (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин) отмечают, что значение работ Павлова по проблеме темперамента заключается прежде всего в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивида. На современном этапе развития науки сделать окончательные выводы относительно числа основных типов нервной системы, равно как и числа типичных темпераментов, ещё не представляется возможным. Как показывают исследования, сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств, видимо, гораздо больше, чем предполагалось Павловым.

 

3.2. Учёт темперамента в деятельности и выборе профессии

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогеиными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.Первый путь — профессиональный отбор, одна из задач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности. Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход). Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов. Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

 

3.3. Определение типа темперамента по конституции (по  Шелдону)

Важно понимать, что при определении темперамента по внешности окончательный вывод всегда делается не по отдельным признакам, а по их совокупности, т.е. большинство признаков должно складываться в целостную картину определённого темперамента.

Последующий тщательный анализ и длительное наблюдение за испытуемыми  подтвердили соответствие внешних признаков темперамента и поведения человека. Поэтому в ситуациях, когда возникают сомнения в отнесении человека к тому или иному темпераменту, предпочтение следует отдавать не поведению человека, а его внешним признакам.

Фамилия, имя обучающегося

Тип соматической конституции Шелдону

Темперамент по Шелдону

1.

Коротков В.

Эндоморфный (мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем)

висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, чувст-венными устрем-лениями, расслаб-ленностью и медленными реак-циями.

2.

Меркулов Н.

Мезоморфный  (отличается жёсткостью и угловатостью облика, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой)

соматотонический темперамент с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью

3.

Платонова О.

Мезоморфный  (отличается жёсткостью и угловатостью облика, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой)

соматотонический темперамент с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью

4.

Соломатин П.

Эндоморфный (мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем)

висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, чувст-венными устрем-лениями, расслаб-ленностью и медленными реак-циями.

5.

Старостин Д.

Мезоморфный  (отличается жёсткостью и угловатостью облика, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой)

соматотонический темперамент с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью

6.

Трусов С.

Мезоморфный  (отличается жёсткостью и угловатостью облика, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой)

соматотонический темперамент с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью

7.

Чечнев В.

Мезоморфный  (отличается жёсткостью и угловатостью облика, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой)

соматотонический темперамент с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью

Классификация типов темперамента по Шелдону достаточно ограничена и не совсем адекватно описывает некоторые характерологические качества личности. Так, например ярко выраженный соматотонический темперамент проявляется у Чечнева В., Трусова С., Меркулова Н. У Старостина Д. и Платоновой О. этот тип темперамента проявляется лишь на 55%, а для других качеств характера описания у Шелдона нет.

 

Сегодня определить тип темперамента по внешности можно, используя следующие данные:

для типичного представителя меланхолического темперамента характерны следующие внешние признаки:

  • Высокая скорость обмена веществ, обычно просто так меланхолики не полнеют, однако обмен веществ несбалансированный, отчего часто бывает сильная усталость.
  • Утонченные черты лица, хрупкость внешнего облика, худоба и худощавость, отсутствие выраженной склонности к ожирению.
  • Вытянутые части тела, заметное удлинение конечностей по отношению к общим пропорциям, акцент всей фигуры на конечностях.
  • Выступающие кости, плоская, утонченная, слабая мускулатура, длинные тонкие мускулы и кости.
  • Плоская спина, узкая, длинная, плоская или вогнутая грудная клетка, острый реберный угол
  • Относительно широкие таз и плечи при узкой талии.
  • Высокий угловатый квадратный лоб, череп значительно сужается книзу, верхняя часть головы по объему больше нижней.
  • Затылок имеет выступы, сильно скашивается к шее, имеет резкий переход к шее, заостренная теменная область.
  • Подбородок заострен, выступает вперед или слабо скошен, нижняя челюсть «слабая», заметно сужается книзу.
  • Скулы средне или сильно выражены, выступают, часто заострены.
  • Нос часто удлиненный, заостренный, выступающий вперед, ярко выражен.
  • Шея длинная, средней толщины или тонкая, часто изогнута, на вид присутствует отделенность от головы и тела, кадык выражен.
  • Ноги и руки длинные, тонкие, суставы острые и угловатые, ступни и кисти узкие, вытянутые.

 

для типичного флегматика характерны следующие внешние признаки:

  • Замедленные движения, спокойная и уверенная, как бы плывущая походка.
  • Квадратно-прямоугольное, «бочкообразное» туловище. Массивная, плотная, крепко сбитая фигура, угловатые формы.
  • Одинаковое развитие внутренних полостей тела (головы, груди, живота), структуры плечевого пояса и конечностей.
  • Акцент фигуры в центре туловища, на "грудной клетке и на округлом животе. Кости и мышцы короткие, широкие, крепкие.
  • Мускулатура массивная, крепкая, сильная. Короткие, круглые или средней длины и толщины ноги и руки.
  • Имеется склонность к ожирению. Явно или средне выраженная жировая ткань, в первую очередь проявляется в ожирении торса, живота.
  • Умеренная ли низкая скорость обмена веществ — вес прибывает в случае избыточного питания.
  • Короткая, широкая, выпуклая расширяющаяся книзу грудная клетка, тупой реберный угол.
  • Вытянутая «бочкообразная» голова. Верхняя и нижняя часть черепа равны по объему, или нижняя больше. Широкий, угловатый, квадратный череп, имеет сглаженные выступы.
  • Лоб слабо сужающийся.
  • Затылок плоский, без выступов, переход в шею очерчен слабо.
  • Круглый, шарообразный контур темени.
  • Скулы слабо или средне выражены.
  • Нос крупный, прямой, выступающий вперед, кончик опушен книзу.
  • Относительно короткая, толстая, прямая шея.
  • Отделенность от головы и туловища не выражена, ноги и руки длинные, суставы округлые, ступни и кисти широкие короткие.

 

для типичного представителя холерического темперамента характерны следующие внешние признаки:

  • Хрупкость внешнего облика, худоба и худощавость, телосложение сухое.
  • Вытянутые части тела. Сильное развитие конечностей, акцент фигуры на конечностях. Длинные тонкие мускулы и кости.
  • Отсутствие выраженной склонности к ожирению, худоба.
  • Высокая скорость обмена веществ.
  • Грудная клетка узкая, длинная, плоская или вогнута, острый реберный угол.
  • Слегка конусообразный череп, овальной или яйцеобразной слегка сужающийся кверху формы.
  • Лоб плавно сужающийся кверху, конусообразный, без выступов и неровностей.
  • Верхняя часть головы больше по объему.
  • Подбородок заострен.
  • Нижняя челюсть «слабая» или сильно скошенная, заметно сужается книзу.
  • Скулы средне или сильно выражены, выступают, заострены.
  • Нос ярко выраженной формы — с горбинкой «птичий», сильно выступающий, заостренный, удлиненный, вытянутый вперед, кончик явно опущен вниз по отношению к основанию.
  • Затылок имеет выступы, сильно скашивается книзу, резкий переходи к шее.
  • Заостренная теменная область.
  • Шея длинная, средней толщины или тонкая, часто изогнута, на вид присутствует отделенность от головы и тела, кадык выражен.
  • Ноги длинные, тонкие, колени худые, угловатые, острые, ступни узкие, вытянутые, узловатые, суставы резко выступают.

 

для типичного сангвиника характерны следующие внешние признаки:

  • Круглое, «шарообразное» туловище, округлые формы, низкий, редко средний рост.
  • Сильное развитие внутренних полостей тела (головы, груди, живота) при слабо развитой структуре плечевого пояса и конечностей.
  • Акцент в центре туловища на округлом животе.
  • Короткие, широкие кости и мышцы — вид круглых «нашлепок» на плечах, как латы. Выпуклый рельеф мышц.
  • Явно выраженная жировая ткань, жир откладывается равномерно во всех частях тела.
  • Низкая скорость обмена веществ — вес прибывает, даже если есть относительно мало.
  • Короткая, широкая, выпуклая грудная клетка, тупой реберный угол.
  • Круглая шарообразная голова, верхняя и нижняя часть черепа равны по объему, круглый, шарообразный контур темени.
  • Лоб круглый, без выступов и неровностей, плавно закругленный, почти незаметный переход к волосяной части.
  • Подбородок и скулы не выражены.
  • Нос явно не выражен, «утиный», «картошкой» или слегка вздернут.
  • Затылок круглый или плоский, без выступов, переход в шею очерчен слабо.
  • Шея слабо или совсем не выражена, короткая, толстая.
  • Ноги короткие, гладкие, круглые.

 

Фамилия, имя обучающегося

Темперамент по внешности

1.

Коротков Владимир

холерический

2.

Меркулов Николай

холерический

3.

Платонова Оксана

холерический

4.

Соломатин Павел

флегматический

5.

Старостин Дмитрий

холерический

6.

Трусов Станислав

холерический

7.

Чечнев Василий

холерический

 

3.4.Результаты диагностики типов темперамента по методике В.Белова

Структура методики приведена в главе «Приложение» : стр.

Фамилия, имя обучающегося

Доминирующий

темперамент

 

 

 

1.

Коротков Владимир

42,3%  Ф

30,7 %С

20%Х

7%М

2.

Меркулов Николай

41,8 % Х

23,8%С

25%Х

10,4%М

3.

Платонова Оксана

39,6%  С

30,4%Х

14%Ф

6%М

4.

Соломатин Павел

64%     Ф

12%С

18%Х

6%М

5.

Старостин Дмитрий

46,7 % С

30,3%Х

18%Ф

5%М

6.

Трусов Станислав

36%    Х

35% С

14,7%ф

14,3%М

7.

Чечнев Василий

49 %    С

28% Х

12% Ф

11% М

Условные обозначения:

С – сангвиник, ф - флегматик, Х = холерик, М – меланхолик;

Характеристики типов темперамента

ХОЛЕРИКИ

ФЛЕГМАТИКИ

САНГВИНИКИ

МЕЛАНХОЛИКИ

неустойчивы, суетливы;

невыдержанны, вспыльчивы; нетерпеливы;

резки и прямолинейны в отношениях с людьми; решительны и инициативны;

упрямы;

находчивы в споре;

работают рывками

склонны к риску; незлопамятны и необидчивы;

обладают быстрой, страстной, со сбивчивыми патологиями речью;

неуравновешенны, склонны к горячности;

агрессивный забияка нетерпеливы к недостаткам;

обладают вырази-тельной речью;

способны быстро действовать и решать;

неустанно стре-мятся к новому

обладают рез-кими, порывис-тыми движениями;

настойчивы в достижении поставленной цели;

склонны к резким сменам настрое-ния

спокойны и хладнокровны;

последовательны, обстоятельны в делах;

осторожны и рассудительны;

умеют ждать;

молчаливы и не любят попусту болтать;

сдержанны и терпеливы;

обладают спокой-ной, равномерной речью, с останов-ками, без выраженных эмоций;

доводят начатое дело до конца;

не растрачивают попусту сил;

строго придержи-ваются выработан-ного распорядка жизни, системы в работе;

легко сдерживают порывы;

маловосприимчивы к одобрению и порицанию;

не злобливы, проявляют снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;

постоянны в своих интересах;

ровны в отноше-ниях со всеми;

инертны, малопод-вижны, вялы;

любят аккурат-ность во всем, порядок во всем;

с трудом приспосабливаются к новой обстановке;

обладают выдержкой;

веселы и жизнерадостны;

энергичны и деловиты;

часто не доводят начатое дело до конца;

склонны переоце-нивать себя;

способны быстро схватить новое;

неустойчивы в интересах и склонностях;

легко переживают неудачи и неприятности;

легко приспосабли-ваются к разным обстоятельствам;

быстро остывают, если дело перестает Вас интересовать

быстро включа-ются в новую работу и быстро переключаются с одной работы на другую;

тяготятся одно-образной, будни-чной, кропотливой работой;

общительны и отзывчивы, не чувствуют скован-ности с новыми для них людьми;

выносливы и работоспособны;

быстро засыпают и пробуждается;

обладают громкой, быстрой, отчет-ливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой;

сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке;

обладают всегда бодрым настрое-нием;

часто несобранны, проявляют поспешность в решениях; склонны иногда скользить на поверхности, отвлекаться

стеснительны, застенчивы;

теряются в новой обстановке;

не верят в свои силы;

затрудняются установить контакт с чужими людьми;

легко переносят одиночество;

чувствуют подавленность и растерянность при неудачах;

склонны уходить в себя;

быстро утомля-ются;

обладают слабой тихой речью, иногда снижаю-щейся до шепота;

невольно приспосабливаюся к характеру собеседника;

впечатлительны до слезливости;

чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;

предъявляют высокие требования к себе и к окружающим;

склонны к подозрительности, мнительности;

болезненно чувствительны и легко ранимы;

чрезмерно обидчивы;

скрытны и необщительны, не делятся ни с кем своими мыслями;

малоактивны и робки;

безропотно покорны;

стремятся вызвать сочувствие и помощь у окружающих;

 

 

3.5.Результаты диагностики эмоциональной стабильности, экстраверсии- интраверсии по методике Айзенка.

Фамилия, имя обучающегося

Показатель интроверсии-экстраверсии

Показатель эмоциональной стабильности (нестабильности)

1.

Коротков Владимир

Умеренный интроверт

Эмоциональная устойчивость умеренная

2.

Меркулов Николай

Умеренный экстраверт

Нейротизм умеренный

3.

Платонова Оксана

Выраженный экстраверт

Нейротизм умеренный

4.

Соломатин Павел

Выраженный интроверт

Эмоциональная устойчивость высокая

5.

Старостин Дмитрий

умеренный экстраверт

Нейротизм умеренный

6.

Трусов Николай

Выраженный экстраверт

Нейротизм высокий

7.

Чечнев Василий

Умеренный экстраверт

Нейротизм умеренный

Таким образом, в ходе экспериментального изучения типов темпераментов по разны шкалам (тестам) они практически совпадают.

 

4.Диагностика профессионального самоопределения учащихся 9 класса

 

4.1. Анкетирование учащихся

Содержание анкеты см. в главе «Приложение», стр.

Результаты анкетирования

Ф.И. учащегося

Предпочитаемые профессии, отмеченные в анкете

1.

Коротков Владимир

Дизайнер, реставатор, художник

2.

Меркулов Николай

Работа в автосервисе, ремонтироват техникb

3.

Платонова Оксана

Учитель, врач, пионервожатая

4.

Соломатин Павел

Нотариус, палеонтолог, историк, эколог

5.

Старостин Дмитрий

Гонщик, инженер

6.

Трусов Станислав

Водитель автомобиля

7.

Чечнев Василий

Шофер,  директор автосервиса

 

4.2.Результаты диагностики по  дифференциально-диагностическому тесту Е.А.Климова

Ф.И. учащегося

Профессиональные предпочтения

1.

Коротков Владимир

Человек-знак; человек-художествен-ный образ

2.

Меркулов Николай

Человек-техника

3.

Платонова Оксана

Человек-человек

4.

Соломатин Павел

Человек-знак; человек-художествен-ный образ

5.

Старостин Дмитрий

Человек-техника, человек-человек

6.

Трусов Станислав

Человек-техника, человек-знак

7.

Чечнев Василий

Человек-техника, человек-природа

На основе полученных экспериментальных данных можно сделать  выводы о том, что профессии типа «человек-природа» выбирают часто меланхолики и флегматики, они же выбирают профессии типа «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». А сангвиники и холерики – профессии типа «человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система». Руководящую деятельность выбирают сангвиники и холерики, тогда как меланхолики и флегматики избегают быть руководителем.

 

5.Выводы

Обобщая весь изложенный  материал, удалось прийти к следующим основным выводам.

1. Выбор профессии – важнейший этап в жизни любого человека. Неудачное профессиональное самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психологических, жизненных проблем. Помочь школьниками в правильном профессиональном выборе призвана профориентационная работа.

2. На современном этапе главная задача профориентации – формирование профессионального призвания.

3. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.

4. Каждая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально значимые качества личности». Сюда относятся и психофизиологические качества личности, которые фиксируются в аналитической профессиограмме. Среди них важное место занимает темперамент.

5. Темперамент – это те врождённые особенности человека, которые обусловливают особенности приспособления к окружающей среде.

Ещё Гиппократ выделил 4 типа темперамента: сангвиник (преобладает кровь), холерик (желчь), флегматик (слизь), меланхолик (чёрная желчь).

И.П.Павлов открыл физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы.

Необходимо учитывать роль темперамента в деятельности: в труде, в учёбе, в общении, в выборе профессии.

Дальнейшее исследование было направлено на обоснование предложения о том, что учащиеся с разным темперамента выбирают разные типы профессий и разные виды профессиональной деятельности.

В результате теоретического анализа литературы и экспериментальным путём было доказано, во-первых, влияние темперамента на выбор определённого типа профессии, а, во-вторых, влияние темперамента на выбор вида профессиональной деятельности (руководитель-исполнитель).

На основе полученных экспериментальных данных были сделаны выводы о том, что профессии типа «человек-природа» выбирают часто меланхолики и флегматики, они же выбирают профессии типа «человек-знак», «человек-художественный образ». А сангвиники и холерики – профессии типа «человек-человек», человек-техника», человек-знаковая система». Руководящую деятельность выбирают сангвиники и холерики, тогда как меланхолики и флегматики избегают быть руководителем.

Таковы основные выводы исследования.

 

6.Рекомендации по организации профриентационной работы

В результате теоретического анализа и экспериментальным путём мы доказали, что при выборе профессии важно учитывать психофизиологические особенности личности, в том числе и тип темперамента. Родители, сихологи и педагоги не должны забывать об этом при организации профориентационной работы.

Взрослый должен сообщить молодому человеку, что при выборе профессии можно действовать двумя способами:

1. Не выбирать профессии, к которым не подходят имеющиеся у него свойства темперамента.

2. Приспособить темперамент к требованиям профессии:

- индивидуализация предъявляемых к человеку условий и способов работы;

- предложение отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности;

- формирование индивидуального стиля деятельности.

Чтобы помочь в этом подростку психолог должен использовать методы морально-эмоциональной поддержки:

- группы общения (создание благоприятной атмосферы взаимодействия);

- тренинги общения (позволяют освоить некоторые коммуникативные навыки поведения);

- сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); позволяют лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением;

- профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга (здесь психологам полезно посоветовать подросткам с разными типами темперамента «примерить» на себя одну и ту же «профессию);

- «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий.

 

 

7.Список использованной литературы

1. Аверин В.А. Психология личности. – С.-П. : Издательство Михайлова В, 2001.-191 с.

2. Андреева Г.М. Методы исследования межличностного восприятия. – М.: МГУ, 1984. – 141С.

3. Бачин В.А. Духовная культура личности. – М.: Политиздат, 1986. – 208С.

4. Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под ред. Бабосова, Минск: Народная Асвета, 1988. – 240С.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект, 2003. – 186С.

6. Йовайма Л.А. Проблемы профориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 200С.

7. Калаев А.В. Новые технологии воспитания. – Казань: Дом печати, 1998. – 257С.

8. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, - М.: Просвещение, 1980. – 205С.

9. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – С.-П.: Речь, 2002. – 460С.

10.   Корниенко А.Ф. Теория и практика психологического исследования. – К.: 200. – 120С.

11.   Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: УРАО, 1999. – 175С.

12.   Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. – М.: Воронеж, 1997. – 258С.

13.   Минскин Е.М. От игр к знаниям: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 305С.

14.   Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2000. – 456С.

15.   Немировский В.Г. Социология личности. – Красноярск, 1989. – 502С.

16.   Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России. 200. – 448С.

17.   Профориентация молодёжи. – М.: Высшая школа, 1978. – 305С.

18.   Профориентация старших школьников в процессе трудового обучения. М.: Просвещение, 1972. – 340С.

19.   Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 1991. – 180С.

20.   Психология: Учебник для технических вузов /Под ред. Дружинина В.Н. – С.-П.: Питер, 2000. – 525С.

21.   Психологические тесты /Под ред. Карелина А.А.: В2т. – М.: Владос, 2002. – Т.2. – 248С.

22.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С.-П.: Питер, 2000.-720С.

23.   Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Бахрах-М, 2000.-656С.

24.   Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – С.-П.: Речь, 2003. – 350С.

25.   Социальная служба школы: назначение, функции, проблемы, Вопросы социологии и социальной педагогики: сборник научных трудов. Вып.2 /под ред. проф. Ростовцева А.Н.

26.   Сохань Л.В. Разумная организация жизни личности. – Киев, 1989. – 109С.

27.   Столяренко Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах. – Ростов-наДону: Феникс, 2003. – 448С.

28.   Сухомлинский В.А. Моя педагогическая вера. – Киев, Избранные произведёния в 5 томах, т.5, 1980. – 418С.

29.   Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. – М.: Полииздат, 1990. – 308С.

30.   Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. – М.: Академия, 2002. – 128С.

31.   Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – Москва-Рига, 1995. –302С.

32.   Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М.: Владос. 2001. – 368С.

33.   Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развития личности. – М.: Владос, 2001. – 512С.

34.   Аболин Л.М., Валиахметов Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности. К: Карпол, 2002. – 228С.

35.   Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 320С.

36.   Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. – М.: Юридическая литература, 1997. – 608С.

37.   Лиферов А.П., Степанов Н.А. Образование будущего: глобальные проблемы – локальные решения. Методическое пособие. – Рязань, 1999. – 304С.

38.   Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 408С.

39.   Психологическая диагностика: Учебное пособие /Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. – М.: УРАО, 2000. – 304С.

40.   Психологическое обследование младших школьников /Венгер А.Л., Цукерман Г.А. – М.: Владом-Пресс, 2001. –160С.

41.   Психолого-педагогическая диагностика /Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. – М.: Академия, 2003. – 320С.

42.   Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – М.: Владос, 2000. – Кн.1-608С.

43.   Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Владос, 2000. – Кн.2. – 609С.

44.   Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Владос, 2000. – Кн.3. – 608С.

45.   Журнал. Воспитание школьников. Щуркова Н. Новые формы воспитательной работы, ;4, 5, 6 за 1994 г.

46.   Журнал. Педагогика /Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей №4 за 1997 г.

47.   Журнал. Педагогика /Гликман Н.З. Воспитание и образование, №2 за 1999 г.

48.   Журнал. Педагогика /Коротков В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования №5 за 1997 г.

49.   Журнал. Педагогика /Лихачев Б.М. Основные категории педагогики. №1 за 1999 г.

50.   Журнал. Педагогика /Сурова Л.В. Куда нам плыть? №3 за 1998 г.

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ - ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ