МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Майорова Анастасия Леонидовна, учитель химии МБНОУ «Лицей № 22 города Белово» Кемеровской области

 

Экологический практикум как одна из интегративных форм реализации учебного практикума по предметам естественнонаучного цикла

 

 

Переход на ФГОС российской школы:  начальной школы с 2011 г., основной с 2015 г. (пилотные школы с 2012 г.) и средней школы с 2020 г. ставит перед нами задачу вовлечения обучающихся в исследовательскую, проектную научно-познавательную деятельность. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся на основе универсальных способов познания и преобразования мира. В данном аспекте именно учебные исследования и проекты являются одной из форм реализации деятельностного подхода в преподавании естественнонаучных дисциплин, где ключевое место, по нашему мнению, должна занимать экология как интегрированная дисциплина.  Нужно учесть и то, что в  утвержденных сегодня стандартах средней (полной) школы из естественных дисциплин только экология входит в число обязательных для изучения предметов. Биология, химия, и география будут изучаться только как профильные предметы по выбору обучающихся. Поэтому формирование устойчивого интереса к предметам естественного цикла – наша первоочередная задача. И решить ее можно посредством вовлечения обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Коллектив педагогов лицея уже много лет работает в данном направлении и накопил немалый опыт в организации исследовательской деятельности. В нашей школе создана и успешно работает система организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся с 1 по 11 класс.

На каждой ступени обучения при реализации данной системы решаются свои задачи, реализуются определенные программы и формы исследовательской деятельности.

 

Ступень обучения

Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

Формы исследовательской и проектной деятельности

Квази исследования (небольшие исследования частично-поискового характера),

Творческие проекты

 

Квази исследования (эксперименты, опыты, лабораторные и практические работы)

Исследовательские проекты

Практики

Собственно исследования (эксперименты, опыты, лабораторные и практические работы)

Проекты (социальные, комплексные, исследовательские)

Полевые практики

Задачи

Формирование интереса к исследовательской и проектной деятельности

Формирование умений и навыков исследовательской и проектной деятельности

Формирование навыков научно-исследовательской деятельности

 

Программное  обеспечение системы учебных исследований и проектов:

 

Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

Учебные исследования

Творческие проекты

Внеурочная деятельность

Творческие проекты

Учебные исследования

Внеурочная деятельность

Учебные исследования и практики

 

Элективные учебные предметы, учебные практики, исследовательская дятельность

Экология

Учебные творческие проекты

Учебные исследования

Школа эрудита

Научно-исследовательская лаборатория второклассников

 

На пути к открытию

Школа эрудита

Экология

Профильные пробы

Экология человека

Физика. Человек. Окружающая среда.

Физика: наблюдение, эксперимент моделирование

 

Физика: наблюдение, эксперимент моделирование

Измерение физических величин

Геоэкология

Экология в экспериментах

Экология человека

Экология города

Классическая экология

 

 

 

Особенностью нашей системы исследовательской и проектной деятельности обучающихся является сквозная  комплексная программа «Экология»,

охватывающая обучающихся с 1 по 11 класс.

 

Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

Экология 1-4 класс

История взаимоотношения общества и природы

Экология растений

Экология животных

Экология человека

Экология в экспериментах

Экологический практикум

 

Для реализации системы исследовательской и проектной деятельности обучающихся в лицее созданы достаточные материально-технические условия:

  • Лаборатории биологии, химии, географии
  • Территория проекта «Экогармония»
  • Электронная метеостанция

 

Большую помощь в организации исследовательской деятельности обучающихся оказывают преподаватели вузов – Биф КемГУ, КузГТУ.

 

Идея экологического воспитания не нова, но ее реализация в современном обществе  процесс трудный и не всегда удачный. Коллектив педагогов прошел довольно сложный путь, прежде чем определить основные направления и методы, эффективные в современной школе в условиях профильного образования.

 

В 2003 была создана концепция «Устойчивое развитие индивида», в которой перед педагогами была поставлена задача экологического воспитания и образования учащихся.

Она включала в себя три раздела:

  • базовое экологическое образование учащихся на уроках естественнонаучных дисциплин;
  • дополнительное экологическое образование в процессе обучения на курсах по выбору, элективных курсах;
  • совместная практическая работа учащихся и педагогов по экологии: экологический мониторинг, научно-исследовательская работа, полевые практики и экспедиции.

 

Базовое экологическое образование учащихся на уроках естественнонаучных дисциплин предполагает проведение интегрированных уроков.

 

Дополнительное экологическое образование в процессе освоения курсов по выбору, элективных курсов способствует получению учащимися дополнительных знаний по одному вопросу.

Например, об экологической среде с точки зрения наук естественнонаучного и социально-гуманитарного цикла. Таковы реализуемые в лицее курсы «Физика. Человек. Окружающая среда», «Биология. Человек. Окружающая среда» и «География. Человек. Окружающая среда». Вопросы человека и общества с позиций биологии, физики и географии представлены в единой системе целостно.

 

Составляющими совместной практической работы учащихся и педагогов по экологии являются: экологический мониторинг, научно-исследовательская работа, полевые практики и экспедиции.

Более 10 лет учителя географии, биологии и химии лицея №22 организуют и проводят  с обучающимися старшего звена экологические  полевые практики.

Эта работа направлена на формирование и реализацию интеллектуального и творческого потенциала учащихся, развитие навыков исследовательской работы и интереса к предметам естественнонаучного профиля, воспитания экологического мировоззрения, профилизацию.

 

Цель экологического  практикума:

  • внедрение практических форм и методик преподавания естественнонаучных дисциплин в  школе для реализации экологического образования и воспитания обучающихся

 

Структура и содержание практикума

Содержание практикума предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность учащихся по оценке экологического состояния окружающей среды, изучению влияния ее на собственное здоровье, выполнению старшеклассниками социально значимых проектов, которые служат посильному улучшению экологического состояния своего окружения, экономии природных ресурсов. Практикум обладает значительным потенциалом для социализации школьников, развития их самостоятельности, становлению гражданской ответственности и активной жизненной позиции.

 

Этапы проведения экологических практик

  • Летние учебные практики

- экологический мониторинг почв

- экологический мониторинг воды

- экологический мониторинг воздуха

-определение загрязнения воздуха по методу биоиндикации

  • зимние учебные практики

- комплексное исследование экологического состояния среды здания лицея

(измерение естественного радиационного фона помещения школы;  выявление соответствия площади и объема помещения санитарно-гигиеническим нормам; определение запыленности воздуха; исследование уровня бактериального загрязнения помещений лицея.

- комплексное исследование экологического состояния поселка Бачатский

 

Для изучения экологического состояния окрестностей поселка, изучения естественных биоценозов  были организованы  выездные практики. Это самая любимая форма проведения практикума у обучающихся.

В настоящее время одной из форм проведения  полевых практик является реализация проекта «Экогармония» (посадка растений, выращивание  и уход за ними).

Проект «Экогармония»  был разработан  в 2010 году обучающимися биолого-географического профиля совместно с учителями географии и биологии  лицея.

В проекте выделено 8 основных многофункциональных зон среди которых:

  • оздоровительно-туристическая площадка
  • метеорологическая площадка
  • эко-огород
  • коллекционная зона
  • плодовый сад

 

По периметру территории высажены декоративные деревья и кустарники, которые со временем образуют живую изгородь.

 

Этапы реализации (эволюцию) данного проекта  учениками и учителями лицея вы можете посмотреть на слайдах (презентация 1)

В настоящее время территория «Экогармонии» стала площадкой  для проведения экологического практикума.

 

 

ПРЕЗЕНТАЦИИ И ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАКТИКУМУ -

МОЖНО СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ

 

 

Вложения:
Скачать этот файл (Майорова А.Л. - Экологический практикум.doc)Майорова А.Л. - Экологический практикум[Скачать с портала]