МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Третьякова Евгения Валерьевна, воспитатель Школы-интерната №18 ОАО «РЖД» г.Барабинск Новосибирской области

 

«Выбор в жизни человека»

 

 

Пояснительная записка

Классный час на тему: «Выбор в жизни человека» направлен на профориентационную поддержку старшеклассников в процессе самоопределения и выбора учебного заведения.

Классный час проводится с целью формирования самодостаточной личности, осознающей перспективу выбора будущей профессии, направлен на решение следующих задач: развитие логики мышления, умения оперативно выходить из кризисной ситуации; воспитание ответственности за принятое решение.

Классный час предназначен для учащихся 10-11 классов, основывается на принципах соответствия потребностям возраста с учетом зон актуального и ближайшего развития (по Л.С.Выготскому), мотивационной и профессиональной готовности.

Применяются и используются следующие методы и формы работы:

Словесный: беседа.

Проблемный: проблемная ситуация.

Групповые методы педагогического тренинга.

Творческие: профориентационная  игра, упражнение.

Наглядный: просмотр видеоролика, слайд-презентация.

Оборудование: ИКТ, доска.

 

Ход  классного часа

 

Вступительное слово: В наши дни молодые люди точно так же, как и в прошлые столетия стоят перед главным выбором – выбором профессии.

Мы должны решить для себя не только кем стать, но и какими стать!

Хотим поделиться с вами не опытом, его еще не так много, а установочными правилами, которые, быть может, направят наши устремления в поисках основного жизненного пути.

Правило №1. «Надо уметь мечтать!»

Мечты провоцируют желание. Желание дает необходимые силы, чтобы жить, а не волочиться по жизни.

Правило№2. «Умейте  быстро выбирать».

Порой невыносимо больно жертвовать сном, развлечениями, спокойной жизнью только ради выбранной цели. Мир не приостановится в своем развитии, чтобы дать вам возможность оглядеться, присмотреться – наш век стремительных скоростей и быстрых решений.

Правило №3. «Только вперед!»

Для осуществления выбранной цели требуется одержимость. Малейшее малодушие ставит под вопрос достижение цели. Меняйтесь, чтобы выжить. Не сдавайтесь при неудачах. Мечта не простит предательства.

Правило №4. «Ты  - главный».

Слушать только себя. Ищите «фишку» в себе. Либо вы наблюдаете то, что происходит, либо определяете то, что происходит.

Правило №5. «Скажите «Нет! своим страхам».

Самый главный враг сидит внутри нас: хитрый, злой и коварный, алчный, жадный и трусливый, подлый, слабый и ленивый и самый сильный. Как извести его? Изобрети себя заново! Слабо? Известно только одно: не победив себя – не поднимешься на пик намеченной вершины.

Правило №6. «Постоянно думать».

«Что я смогу сделать реально?», «Что я могу?». Эти вопросы надо задавать себе каждый час, каждый день, месяц, год и всю жизнь.

Как можно побеждать подобных себе, за счет каких преимуществ? Умнее, быстрее, сообразительнее, большее воли и решительности. А если ничего нет, то и не надо грустить – живите в «болоте» с завистью, страхами и апатией.

Звезды притягивают звезд, к неудачникам тянутся неудачники. Все, что вокруг, достойно нас, и мы в нем, как в зеркале, отражаемся, потому что все, что вокруг, - это мы.

 

Прежде чем сделать выбор, неплохо бы выяснить, почему вы хотите выбрать ту или иную профессию, какие требования к ней предъявляете. Ответьте честно самому себе на такие вопросы:

  • Вы хотите, чтобы ваша профессия была престижной, пользовалась признанием в обществе?
  • Вы бы хотели приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась?
  • Вам хочется, чтобы ваша профессия была интересной?
  • Вы ищете профессию, которая характеризовалась бы хорошими условиями труда?
  • Вы выбираете профессию, которую легче всего приобрести?
  • Вы собираетесь связать свою судьбу с профессией по совету или примеру других людей?

 

Итак, для того чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах.

  • Определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, т.е. желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Он склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением «я хочу».
  • Оценить ваши способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности условно выражают словами «я могу».
  • Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, иначе говоря, определить, каково сегодня «надо».

 

В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

  • Является интересной и привлекательной для вас,
  • Соответствует вашим способностям,
  • Пользуется спросом на рынке труда.

 

Да, это задача не из легких! Но паниковать не будем! Надо спокойно во всем разобраться для этого мы и собрались сегодня. Для того чтобы правильно выбрать профессию, во-первых, надо разобраться в самих себе, в своих склонностях и способностях. Во-вторых, в настоящее время в мире насчитывается всего свыше 40 тыс. профессий. Около 500 из них ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий — 8—10 лет. Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию. Вот почему знакомство с современными профессиями необходимо.

 

«Кем вы работаете?» - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже дети интересуются: «А кто твои мама и папа?», ведь профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик любого человека.. Найти себя в этом мире означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться «в форме», сохраняя физическое и психическое здоровье. Огромное многообразие мира профессий – следствие того, что один человек не в состоянии делать всё нужное для жизни. Для выполнения своей работы человеку необходимы определённые знания и навыки. Так появились профессии.

 

Слово профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования. Однако фраза «оказывается мы с тобой одной профессии» не указывает на конкретную деятельность, а говорит об общности людей, занятых работой в какой-то одной области. Кроме того профессия  – это ещё и знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

 

Информационный блок (с элементами беседы, тренингом и проблемной ситуацией)

Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности? Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.

Поднимите руки, кто уже выбрал профессию?

Кто пока не определился?

Кого этот вопрос пока еще не интересует?

Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок. Давайте посмотрим на факторы, которые влияют на выбор профессии.

 

1. Знания о профессиях и их востребованность.

Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.

2. Склонности (интересы, мотивы труда).

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.

4. Уровень притязаний и самооценка.

Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания - важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.

5. Мнение родителей, семьи.

Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили  свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.

6. Мнение сверстников.

Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию».  Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный  выбор.

7. Позиция учителей, профессионалов.

Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.

Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью  специальных психологических тестов и заданий. Полезную информацию школьник может получить в районных и городских центрах профконсультации. Работа сотрудников таких центров называется профконсультированием.

8. Личный профессиональный план (ЛПП).

За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно  ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.

 

Вывод (обобщение). Факторы появляются на экране.

*Знания о профессиях, рынке труда

*Мнение сверстников

*Склонности, интересы

*Способности

*Здоровье

*Мнение родителей, семьи

*Позиция учителей, психологов, врачей

*Уровень притязаний и самооценка

*Личный профессиональный план (план карьеры)

 

Упражнение «Рука судьбы»

Цель: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.

Читаем. Хотели бы вы стать….. наблюдаем за эмоциями.

Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Должны выполняться три условия:

Хочу---------------мои желания

Могу------способности и возможности

Надо--------востребованность профессии.

Представим себе наши «Хочу», «могу», «надо» в виде трех окружностей.

 

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем — они практически накладываются друг на друга, очень много точек соприкосновения.

 

Проблемная ситуация

Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):

 

— Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то , а что, она не знает. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

 

— Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку.

 

— Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным.

Как же у Саши получился такой удачный выбор?

Вопросы-подсказки: Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

Знает ли Таня, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет) Сможет ли она выбрать профессию по душе?— У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

У Лены выбор оказался удачным, но прочный ли это  выбор? (не очень) Почему? Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

Чтобы вы посоветовали Тане и Лене?

Примерные ответы детей:

— Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

— Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.

 

Практический блок.

Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:

1. Человек-природа.
2. Человек-техника.
3. Человек-человек.
4. Человек-знаковая система.
5. Человек-художественный образ.

 

Игра «Кто больше знает профессий?»

Назовите профессии, относящиеся к вашей группе.

Примерные ответы детей:

— Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п.

— Водитель, слесарь, инженер,  конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник., горнорабочий и т. п,

— Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер,

- Бухгалтер, ученый, экономист,  математик, программист, нотариус и т. п.

— Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т. п.

 

Заключение.

Есть в русском языке хорошее выражение — «найти себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

— Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

— Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

— Найти применение своим талантам. Найти свое признание.

Найти себя значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя - это длительный процесс и  он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам – найти себя. Как сказал К.Д. Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».

 

Список литературы:

1. Н.И. Дереклеева и др. «Справочник классного руководителя».- М.:ВАКО. – 2005.
2. Мартынова А.В. «Методика формирования и развития профессионального самоопределения подростков как средство профилактики дезадаптации»- ЛОИРО, 2006
3. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала.- М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.- 336с.
4. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М, : Просвещение

 


Вложения:
Скачать этот файл (Третьякова Е.В. - «Выбор в жизни человека».doc)Третьякова Е.В. - «Выбор в жизни человека»[Скачать с портала]