МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Кулинич Людмила Андреевна, учитель английского языка БОУ «СОШ №1» г.Омска

 

Профориентационная работа с детьми «группы риска»

 

Данная работа представляет собой описание педагогического опыта организации профориентационной  работы с детьми «группы риска» по подготовке к сознательному выбору профессии.

Кто они дети «группы риска»? Это дети, которые живут в асоциальной среде и испытывают пренебрежительное  или агрессивное отношение к себе. Это дети, испытывающие языковые проблемы или проблемы адаптации, например, дети из семей беженцев или из семей вынужденной миграции. Эти дети выделяются в определённую социально – психологическую группу, так как их отличают общие поведенческие характеристики. Для детей «группы риска» характерны

  • Поведенческие отклонения: агрессивность, замкнутость, безразличие, неуверенность, неадекватность реакций.
  • Отсутствие культурных навыков.
  • Отсутствие мотивации к образованию и развитию.
  • Отсутствие представления о себе как о члене социума.
  • Отсутствие положительной «Я» концепции.
  • Пренебрежение интересами  окружающих.
  • Наличие вредных привычек.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский сказал: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет". Важность профессионального, а в широком смысле и социального самоопределения молодого человека ставит серьёзные системные задачи перед организаторами профориентационной работы в школе. Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.

Важным моментом в определении уровня готовности учащихся к выбору профессии является определение критериев, в соответствии с которыми профконсультант может делать выводы и принимать методические  решения. Такими критериями являются:

-   когнитивный – степень представления учащихся об индивидуальных психофизиологических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности о возможности получения консультации у специалистов, уровень информированности о путях получения необходимого образования, местах работы, степень информированности учащихся об общих профессионально важных качествах в данной профессиональной сфере.

-  мотивационно-потребностный – характер мотивации учащихся, осознание личной и общественной значимости будущей профессии, связь интересов с ценностными ориентациями, потребность в профессиональном самоопределении, интенсивность эмоциональных переживаний, связанных с выполнением определённого вида деятельности, наличие волевых усилий, внимания.

-  деятельносто-практический – способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований, целеустремлённость и активность в профориентационной деятельности, способность проявлять волевые усилия для достижения цели.

Сравнительная характеристика статуса детей «группы риска» с показателями основных критериев.

Критерии

Показатели

предполагаемые необходимые показатели

статус детей «группы риска»

когнитивный

- Устойчивые познавательные интересы.

- Знание своих интересов, способностей.

- Знание общих профессиональных возможностей, представления о специальных профессиональных качествах.

- Неустойчивые познавательные интересы.

- Неадекватная оценка своих способностей.

- Поверхностные знания общих профессиональных возможностей, расплывчатые представления о специальных профессиональных качествах.

 

Мотивационно-потребностный

Мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности.

-  Мотивы личного благополучия в результате выбора данной профессии.

- Социальное самоопределение.

- Понимание общественной значимости знаний и умений.

- Присутствие интереса к профессии в системе ценностных ориентаций.

-  Потребность сделать определенную деятельность профессиональной, реализовать способности в деятельности.

- Мотивация неуверенная,    неаргументированная.

- Искажённое представление о личном благополучии в результате выбора данной профессии.

- Убеждённость в отсутствии «социального лифта».

- Противоречие между необходимостью сделать определенную деятельность профессиональной и неадекватностью оценки своих способностей.

Деятельностно-практический

- Наличие достаточно активных усилий для реализации возможности заняться определенной деятельностью.

- Самостоятельный поиск возможностей для реализации профессионального выбора.

- Пассивность и неуверенность  в себе.

- Слабое проявление волевых усилий.

 

Статус детей «группы риска» по предлагаемым критериям оценки делает очевидной необходимость особой педагогической системы в  организации работы по профессиональной ориентации  этих детей.

Профориентационная  работа предусматривает 2 подхода:

  • Диагностический
  • Воспитательный

Диагностический подход представляет собой специфическую систему профориентационной работы. Для определения уровня готовности детей к осознанному выбору будущей профессии, структуры мотива выбора и глубины знаний о профессиональном многообразии, содержании конкретной профессии и путях достижения своих целей необходимо проводить с детьми разнообразные мероприятия, помогающие диагностике статуса детей и динамики профориентационной готовности. Одной из таких форм диагностической работы является классный час.

 

Классный час «Кем быть?»

 

Цели классного часа:

1. Определение уровня готовности детей к сознательному выбору профессии.

2. Развитие умения детей соотносить свои возможности с потребностями общества.

3. Формирование положительной «Я»  концепции.

 

Учитель:

Сегодня в мире существует более 10 тысяч профессий, а, включая специальности, специализации, квалификации - свыше 40 тысяч

Ребята, можете ли вы перечислить все профессии, которые существуют в современном мире?

Если мы не можем изучить все профессии для себя, то … нам остается изучить себя для выбора профессии! Это и будет целью нашей встречи!

Что такое профессия?

Профессиярод трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств  для   существования.

Во все времена люди по-разному относились к своей работе и по - разному объясняли, почему они выбрали именно это дело. Послушайте легенду.

Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Как вы думаете, почему?

Рабочие отвечали по – разному,  так как мотивация выбора профессии у них была разная.

Мы можем предположить, что первый каменотёс выбрал эту профессию случайно, необдуманно или просто потому, что не было другой работы. У второго каменотёса явно просматривается материальная заинтересованность. А вот третьим каменотёсом руководил мотив творческой реализации.

Каждый из вас, конечно, уже отдаёт предпочтение какой - то определённой профессии. Как вы думаете, хорошо ли вы знаете содержание этой профессии, которая интересует вас?

Задание 1. Напишите, что  по - вашему мнению есть в вашей любимой профессии положительного, отрицательного и интересного.

Ученики читают свои записи, классный руководитель комментирует.

А теперь подумайте, почему вы отдаёте предпочтение этой профессии?

По виду мотивы выбора профессии можно подразделить следующим образом:

  • Общая мотивировка; неплохая профессия, удобно добираться до места обучения.
  • Романтика профессий; привлекательно быть лётчиком, актрисой.
  • Мотивы познавательного характера; интересно знать или научиться.
  • Мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; полезно для общества, для родины.
  • Ссылка на пример; как подружка, как мама.
  • Немотивированный выбор. Нравится и всё.
  • Материальная заинтересованность.

Выбрать профессию действительно трудно. Основным условием выбора профессии является обоснованность профессионального плана, в котором учтены интересы, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах. Условно эти составляющие формулы выбора  профессии можно обозначить как "хочу", "могу", "надо".

"Хочу" - (интересы и склонности).

Интерес - стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его.Склонности - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.

"Могу" - (способности, состояние здоровья).

Способности - индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека, состояние его здоровья.

"Надо" - (потребности общества в кадрах).

Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных аспектов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.

Как вы считаете, готовы ли вы к осознанному выбору профессии сегодня?

Перед вами опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии. Вам предлагается ответить на вопросы анкеты и подсчитать результаты.

 

Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии

(подготовлен профессором В.Б.Успенским)

 

Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.

Ход проведения: учащимся предлагается прочитать перечисленные ниже утверждения и выразить свое мнение ответами «да» или «нет».

1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.

2. Основной мотив выбора – материальные интересы.

3. В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда.

4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.

5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.

6. если Вам не удается получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты.

7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.

8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

9. Не важно, кем работать, важно, как работать.

10.  Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.

11.  Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достает.

12.  Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.

13.  Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?

14.  Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.

15.  Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.

16.  Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.

17.  Вы консультировались о выборе профессии у врача.

18.  Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.

19.  Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.

20.  Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.

21.  Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).

22.  Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.

23.  Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.

24.  Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».

 

Обработка и интерпретация результатов: поставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим образом:

1)      1, 3, 6, 7, 8, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23…

2)      2, 4, 5, 9, 10, 13, 15, 18, 21, 24…

Подсчитайте в первой строке сумму ответов «да», во втором – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:

0 – 6 баллов – неготовность;

7 – 12 баллов – низкая готовность;

13 – 18 баллов – средняя готовность;

19 – 24 балла – высокая готовность.

Итоги теста лучше подвести в наглядной форме. Дети сами могут прокомментировать свои результаты.

Выбирая себе профессию, молодые люди часто не представляют себе то, насколько они сами пригодны для этой профессии, так как они считают свою пригодность чем-то само собой разумеющимся. А некоторые думают об этом долго и мучительно. Но нередко их выводы не соответствуют действительности, так как у них может быть неправильное представление о себе. Итак, профессий много. Знать их все невозможно. Точно определить свою пригодность к той или иной профессии тоже трудно. Так как же быть? Для начала попытайтесь определить, какая сфера человеческой деятельности наиболее для вас привлекательна. Для какой сферы есть необходимые задатки, способности? Вам предлагается выполнить задания теста на профессиональную ориентацию.

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ